Купить картины РЕНУАР Пьер Август
РЕНУАР Пьер Огюст (1841, Лимож -1919,Каньсюр-Мер). Огромная заслуга Ренуара состоит в том, что он использовал теории импрессионистов и их технику не только когда писал пейзажи, натюрморты или людей на пленэре, но и когда писал большие композиции, обнаженную модель и портреты, что открыло перед ним возможность новой интерпретации галантных сцен, которые так любили французские художники XVIII в. - Ватто, Буше, Фрагонар.
[1]
Одновременно Ренуар был и в гораздо большей степени, чем Тулуз-Лотрек, - художником «бель эпок»: картины его пронизаны радостью жизни, беззаботностью, здоровой чувственностью, независимо от того, писал ли он буржуазию своего времени или студентов.
Ренуар говорил Альберу Андре: «Я хорошо знаю, как трудно заставить поверить, что художник может быть великолепным мастером своего дела и в то же время оставаться радостным человеком». Созданный Ренуаром мир, всегда такой искренний, является апологией простого и доступного всем счастья, мечтаний юности. Он был страстно влюблен в молодость и в детей, и если оставить в стороне Веласкеса и Шардена, то Ренуар - один из немногих художников, сумевших уловить и передать все особенности юного возраста.
Он любил женщин, маленьких девочек, девушек, непосед округлых крестьянок - таких, как Габриель, - и дам из общества. С особым мастерством и страстью писал Ренуар обнаженное женское тело. Он переда вал игру света и солнца на нежнейшей коже, казавшейся теплой на его картинах; он писал обнаженное женское тело, на котором застыли капли воды, перламутровую сверкающую блестящую кожу, розовую, загорелую, а в конце жизни оранжевую, переливающуюся в огне солнечных лучей.
В начале творческого пути Ренуар предпочитал писать гибкое тело, а впоследствии пышное и писал это с чувственностью, никогда не переходящей в непристойность. Когда я был маленьким ребенком, я познакомился с Ренуаром в Каньсюр-Мер; художник уже был в то время наполовину парализован, однако в его глазах еще искрились молодость и любовь, и я запомнил их на всю жизнь.
Ренуар еще очаровывал всех и сам очаровывался всем Его искусство было таким же искренним, как его взгляд, и он категорически отвергал все теории, говоря: «Теории не помогают написать хорошую картину, чаще всего ими пытаются прикрыть недостаток выразительных средств». Он уточнил свою точку зрения по этому вопросу в предисловии к осуществленному Адриешм Митуаром переизданию «Книги об искусстве» Ченнино Ченнини (1911): «Каковы бы ни были второстепенные причины упадка нашего «ремесла», главная причина, на мой взгляд, состоит в отсутствии идеала.
Даже самая искусная рука не более чем служанка разума. Поэтому я боюсь, что все усилив представить современных мастеров равными мастерам прошлого окажутся тщетными. Точно так же из квалифицированных рабочих, подготовленных в профессиональных училищах, ничего не получится, как бы они ни владели техникой своего ремесла, если у них нет идеала, который оправдывал бы в их глазах собственную работу.
Кажется, что мы ушли достаточно далеко от Ченнино Ченнини и от живописи, но это не так: как "столярное или слесарное дело, - она подчиняется тем же правилам». До последних дней жизни Ренуар сохранит эту любовь к ремеслу, неразрывно связанную с идеалом, и всю жизнь он будет искать тончайшие оттенки цвета.
И однажды, когда Дега в разговоре с Амбруазом Волларом резко выступил против увлечения художников, особенно Моне, работой на пленэре, а Воллар возразил: «Но, господин Дега, ведь и Ренуар, как Клод Моне, работает на пленэре», - тот ответил: «Ренуар может делать все, что он хочет: вы видели, как он написал кошку, которая играет с мотками цветной шерсти?»
Ренуар родился в Лиможе, но еще когда он был ребенком, его родители перебрались в Париж. В 1854 г. Ренуар поступил в мастерскую по производству фарфора, где он расписывал фарфоровую посуду. Он проработал там недолго, после чего зарабатывал на жизнь, расписывая веера в стиле XVIII в., а затем занимался рисунком по тканям.
В 1862 г. Ренуар поступил в Школу изящных иcкyccтв и начал посещать мастерскую Глейра, где познакомился с Базилем, Моне и Сислеем. Вскоре, когда Ренуар, как и многие художники того времени, писал в лесу Фонтенбло, он познакомился с Диасом, который первым - раньше, чем Клод Моне, - посоветовал молодому художнику отказаться от мрачных тонов и работать светлыми красками.
В период с 1864 по 1870 г. Ренуар регулярно выставляет свои картины в Салоне, хотя некоторые его работы жюри отклоняет; в это время большое
влияние на него оказывают Диас, Делакруа и особенно Курбе. Из работ, написанных в этот период - они выполнены еще в остаточно реалистической манере, назовем: «Харчевня матушки Антони» (1866), «Диана-охотница» (отклоненная жюри Салона в 1867 г.), «Лиза» (выставленная в Са-лоне в 1868 г.), «Портрет Сислея с женой» (1868).
Однако в творчестве художника уже отмечаются импрессионистские тенденции, например в картине «Купание на Сене («Лягушатник»)» (1868-1869) - эту картину Ренуар писал, работая вместе с Клодом Моне, - или в картине «Лодки на Сене» (1869). Тесная дружба, связывавшая Ренуара с Моне, привела к тому, что вскоре после франко-прусской войны (1870-1871) он начал использовать технику импрессионистов - раздельный мазок, светлые тона - и работать на пленэре; этот период в творчестве Ренуара продолжался до 1883 г.
Однако если по примеру импрессионистов Ренуар и отказывается использовать «земли» и темные тона, то время от времени он все же делает небольшие вкрапления черного на своих картинах. Художник признавался Воллару: «Чем дальше, тем больше меня привлекает черный цвет. Бьешься-бьешься, а потом положишь несколько черных мазков, - и картина сразу заиграет!» Работы, написанные художником в этот период, который обычно называют «импрессионистским», искрятся светом и радостью жизни.
Впоследствии Ренуар скажет Альберу Андре: «Я люблю картины, которые вызывают у меня желание очутиться внутри их пространства, если это пейзаж, и положить руку на грудь или на спину, если изображена обнаженная женщина». Он также говорил Воллару: «Я всегда старался изображать людей так, словно передо мной красивые фрукты».
Нам кажется, что этими двумя фразами художник исчерпывающе определил своеобразие своего таланта. Среди работ этого периода в первую очередь следует назвать виды Парижа: «Пон-Нёф» (1872) и «Большие бульвары» (1875), а кроме того, пейзажи, которые Ренуар писал, работая вместе с Клодом Моне в Аржантейе: «Сена в Аржантейе» (1873-1874) или под Парижем.
Особо отметим шедевр художника - картину «Дорожка среди высокой травы» (ок. 1875). Однако, несмотря на превосходные картины, публика не воспринимала Ренуара как пейзажиста. Критик Филипп Бюрти даже писал: «Пейзажи обычно плохо удаются Ренуару. Такое впечатление, что свежий воздух ослепляет его: он видит яркие пятна и брызги света там, где всегда изображалась гармония. Я имею в виду свет, просачивающийся сквозь тучи и пробивающийся через ветви и листву. Глаз зрителя никогда не привыкнет к светлым кругам, которыми на картинах Ренуара покрыта трава, аллеи, одежда и лица людей. В природе все настолько подвижно, что разум не может согласиться с тем, будто художник способен передать впечатление от одного мгновения».
К сожалению, Бюрти не понял, что именно в этой способности и заключался талант Ренуара. Ренуар разрабатывает любимую тему Ватто тему галантных праздников, но подходит к ней по-современному, как художник-импрессионист.
Он пишет картины «Семья Анрио» (ок. 1871), «Две дамы в парке» (1875) «Качели» (1876) и «Бал в Мулен де ла Галетт» 1876), без сомнения, один из своих шедевров. Благодаря преобладанию голубых и розовых тонов эта картина особенно отчетливо свидетельствует о влиянии на Ренуара французской живописи XVIII в.
Изящество и элегантность женщин, галантность кавалеров, произносимые шепотом комплименты - все это увидено глазами художника, живущего через два столетия, и увидено при освещении пленэра; в этой картине есть поэзия, грусть, мечтательность и опьянение радостью жизни.
«Бал в Мулен де ла Галетт» произвел огромное впечатление на Рауля Дюфи, который сделал с картины копию. Среди других картин Ренуара, сюжетно связанных с современностью, назовем: «Первый выезд» (1876), «После завтрака» (1879), «В цирке Фернандо» (1879), «Площадь Клиши», которую иногда называют «Площадь Пигаль» (1880).
Ренуар, как истинно французский художник, любил писать портреты и обнаженную натуру. Одним из его первых шедевров в этом жанре была картина «Ложа» (1874), которая, безусловно, написана под влиянием «Портрета инфанты Маргариты» Веласкеса. Влияние этого художника заметно и в портретах детей, написанных Ренуаром: «Мадемуазель Жанна Дюран-Рюэль» (1876), «Мадемуазель Шарпантье в голубом» (ок. 1876), «Мадемуазель Марта Берар» (1879), «Розовое и голубое (сестры Каэн д’Анвер)» (1881).
Наиболее значительными работами Ренуара в жанре портретной живописи являются: «Господин Шоке» (1876), «Девушка в соломенной шляпе» (1878), «Девушка в шляпе с вуалеткой» (ок. 1875–1877), «Портрет госпожи Шарпантье» (ок. 1877), «Госпожа Шарпантье с детьми» (1878), «Портрет актрисы Жанны Самари» (Салон, 1879).
Одна из первых работ, на которых Ренуар изобразил обнаженную женщину, была показана на второй выставке импрессионистов в галерее Дюран-Рюэля и стала причиной шумного скандала. Это была работа «Обнаженная», искрящаяся ярким светом и радостью жизни. Однако влиятельный критик Альбер Вольф писал в «Фигаро» «Попытайтесь объяснить господину Ренуару что женское тело - это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!» Среди обнаженных женских фигур, написанных художником в эти годы, следует также назвать пронизанные изысканной чувственностью работы «Обнаженная» (1880) и «Белокурая купальщица» (1881).
Летом 1879 и 1880 гг. Ренуар работал на берегу Сены - в Шату и Круасси («Гребцы в Шату», 1879). Близко познакомившись с дипломатом Полем Бераром, Ренуар неоднократно приезжал в его нормандское имение Варжмон; здесь написаны «Розы в Варжмоне» (1879).
На лето он ездил в Бернваль. Начиная с 1880 г. Ренуар проводит лето у матушки Фурнез в Круасси, в Буживале, где в принадлежащем Фурнез ресторанчике написал свою знаменитую картину «Завтрак гребцов» (1880-1881), которую показал на седьмой выставке импрессионистов.
В левой части картины изображена молодая девушка, играющая с собакой; это Алина Шариго, которая станет женой Ренуара, а напротив нее сидит Кайботт. Среди картин, написанных в 1883 г. и выдержанных в том же стиле, назовем «Танец в Буживале», «Танец в деревне» и «Танец в городе».
Весной 1881 г. Ренуар на нecкoлько недель отправляется в Алоки куда он вернулся в марте 1882 г. («Банановые деревья», «Арабский праздник в Алжире», «Касба»). Осенью 1881 г. Ренуар также посещает Италию: пишет картины в Венеции и изучает сокровища итальянских музеев, особенно во Флоренции и Риме.
В 1882 г. в Палермо художник написал «Портрет Рихар-да Вагнера». По возвращении во Францию Ренуар работает вместе с Сезанном в Эстаке под Марселем, где пишет необычайно яркие пейзажи, по фактуре очень напоминающие импрессионизм; в 1883 г. художник живет в Гернеси. В период с 1883 по 1890 г. искусство Ренуара претерпевает значительные изменения.
После выставки его работ, состоявшейся в апреле 1883 г. в галерее Дюран-Рюэля (предисловие к каталогу было написано Теодором Дюре), Ренуар прочитал труд Ченнино Ченнини. Эта работа, а также пребывание в Италии, где художник познакомился с творчеством мастеров флорентийской школы живописи и Рафаэля, а по возвращении на родину внимательное изучение наследия Энгра заставили Ренуара понять, какие опасности таит в себе импрессионизм - опасность превращения их стиля в доту Художника давно уже тревожило однообразие техники импрессионистов, их уход от формы.
Ренуар хочет вернуться к четкой линии и более упорядоченной композиции. Ему достало мужества изменить свою манеру письма, в связи с чем он признавался Воллару: «Я не был самим собой до тех пор пока не освободился от влияния импрессионизма и не обратился снова к тому чему учат нас хранящиеся в музеях работы».
Он так-же утверждал: «Где-то около 1883 г. в моем творчестве произошел перелом. До того времени я был убежденным импрессионистом, но я понял, что исчерпал все, что мог предложить мне этот метод, я понял, что не умею ни писать красками, ни рисовать Одним словом, я зашел в тупик».
Этот период в творчестве Ренуара обычно называют «суровым» или «энгровским». Теперь все формы на картинах художника очерчены четкой, точной линией; переливы тончайших оттенков сменяются охрой и довольно бедными красками, которые зачастую мало согласуются друг с другом.
Поверхность картин становится более сухой и ровной. Переходной работой от импрессионизма к новой художественной манере стала картина «Зонтики» (1881-1885). В новой манере, характерной отныне для Ренуара, написана картина «Купальщицы» (1883-1884), выставленная в Салоне (1887). Сюжет ее был подсказан художнику одним из версальских барельефов Жирардона. В этой же новой манере написаны картины «Дети в Варжмоне: послеполуденное время» (1884), «Коса» (1886), на которой изображена Сюзанна Валадон, и, наконец, «Дочери Катулла Мендеса у пианино» (1888).
После экспериментов этих нескольких лет творчество Ренуара вновь претерпевает изменения: строгие линии рисунка и четко очерченные формы становятся мягче (хотя формы прописаны с большей определенностью, чем в
импрессионистский период), аскетичная цветовая гамма тоньше, границы между красками - более зыбкими, а все полотно начинает переливаться перламутром - откуда и возникло название этого периода в творчестве Ренуара -«перламутовый»; обычно он датируется 1890 - 1897 гг.
В этот период Ренуар пишет обнаженных женщин, кожа которых волшебным образом искрится и переливается: «Купальщица на скале» (1892), «Заснувшая купальщица» (1897), а также портреты – «Семья художника» (1896).
Начиная с 1897 г. и вплоть до 1900 г. Ренуар все больше времени проводит в Эссуа, где пишет окрестности, натюрморты, детские портреты, в том числе и портрет своего второго сына Жана. Художник часто изображает мальчика на коленях у их прислуги Габриель, которая часто позировала ему и до самой смерти художника была его любимой натурщицей: «Габриель и Жан» (1895), «Жан Ренуар с обручем» (1898), «Жан Ренуар в костюме Пьеро» (ок. 1902) или «Габриель в украшениях» (1910), «Габриель с розой» (1911).
Учащающиеся приступы острого ревматизма заставляют Ренуара перебраться на юг, в Кансюр-Мер, где художник и провел остаток дней в усадьбе «Колетт». Этот период, с 1903 по 1919 г., проходит под знаком пышного пантеизма: произведения этих лет пронизаны чувственностью, на полотнах Ренуара преобладают розовый, красные и оранжевые тона. Художник в эти годы испытывает самые разнообразные, порой противоречащие друг другу влияния мастеров прошлого – Рубенса, Буше, Фагонара, Энгра, а также своего друга скульптора Майоля. Картина «Суд Париса» (1908) - один из самых ярких примеров этой размашистой манеры письма, в которой ощущается влияние скульптуры. Помимо ярких, окрашенных в интенсивные цвета пейзажей («Сад усадьбы Колетт», 1909) художник пишет пышные, обнаженные женские тела, полные чувственности картины. Наиболее известные из них: «Большая купальщица в шляпе» (ок. 1904-1906), «Купальщица, вытирающая ногу» 1905), «Купальщицы» (ок. 1915); лучшей работой этого периода принято считать картину «Купальщицы», иногда называемую «Нимфы» (ок. 1918).
Благодаря завораживающему яркому сиянию и глубокой лиричности полотно это напоминает «Купальщиц» Фрагонара; оно также свидетельствует о том, что, несмотря на старость и болезни, неоднократно меняя манеру письма, Ренуар сумел сохранить в своем искусстве поэзию здоровой жизни и показать, насколько молода его живопись благодаря той радости, которую он испытывает, создавая картины.
Дальше: Я хочу превратить импрессионизм в нечто более основательное и долговечное - в искусство, которое будут собирать и хранить музеи
РЕНУАР Пьер Огюст (1841, Лимож -1919,Каньсюр-Мер). Огромная заслуга Ренуара состоит в том, что он использовал теории импрессионистов и их технику не только когда писал пейзажи, натюрморты или людей на пленэре, но и когда писал большие композиции, обнаженную модель и портреты, что открыло перед ним возможность новой интерпретации галантных сцен, которые так любили французские художники XVIII в. - Ватто, Буше, Фрагонар.
[1]
Одновременно Ренуар был и в гораздо большей степени, чем Тулуз-Лотрек, - художником «бель эпок»: картины его пронизаны радостью жизни, беззаботностью, здоровой чувственностью, независимо от того, писал ли он буржуазию своего времени или студентов.
Ренуар говорил Альберу Андре: «Я хорошо знаю, как трудно заставить поверить, что художник может быть великолепным мастером своего дела и в то же время оставаться радостным человеком». Созданный Ренуаром мир, всегда такой искренний, является апологией простого и доступного всем счастья, мечтаний юности. Он был страстно влюблен в молодость и в детей, и если оставить в стороне Веласкеса и Шардена, то Ренуар - один из немногих художников, сумевших уловить и передать все особенности юного возраста.
Он любил женщин, маленьких девочек, девушек, непосед округлых крестьянок - таких, как Габриель, - и дам из общества. С особым мастерством и страстью писал Ренуар обнаженное женское тело. Он переда вал игру света и солнца на нежнейшей коже, казавшейся теплой на его картинах; он писал обнаженное женское тело, на котором застыли капли воды, перламутровую сверкающую блестящую кожу, розовую, загорелую, а в конце жизни оранжевую, переливающуюся в огне солнечных лучей.
В начале творческого пути Ренуар предпочитал писать гибкое тело, а впоследствии пышное и писал это с чувственностью, никогда не переходящей в непристойность. Когда я был маленьким ребенком, я познакомился с Ренуаром в Каньсюр-Мер; художник уже был в то время наполовину парализован, однако в его глазах еще искрились молодость и любовь, и я запомнил их на всю жизнь.
Ренуар еще очаровывал всех и сам очаровывался всем Его искусство было таким же искренним, как его взгляд, и он категорически отвергал все теории, говоря: «Теории не помогают написать хорошую картину, чаще всего ими пытаются прикрыть недостаток выразительных средств». Он уточнил свою точку зрения по этому вопросу в предисловии к осуществленному Адриешм Митуаром переизданию «Книги об искусстве» Ченнино Ченнини (1911): «Каковы бы ни были второстепенные причины упадка нашего «ремесла», главная причина, на мой взгляд, состоит в отсутствии идеала.
Даже самая искусная рука не более чем служанка разума. Поэтому я боюсь, что все усилив представить современных мастеров равными мастерам прошлого окажутся тщетными. Точно так же из квалифицированных рабочих, подготовленных в профессиональных училищах, ничего не получится, как бы они ни владели техникой своего ремесла, если у них нет идеала, который оправдывал бы в их глазах собственную работу.
Кажется, что мы ушли достаточно далеко от Ченнино Ченнини и от живописи, но это не так: как "столярное или слесарное дело, - она подчиняется тем же правилам». До последних дней жизни Ренуар сохранит эту любовь к ремеслу, неразрывно связанную с идеалом, и всю жизнь он будет искать тончайшие оттенки цвета.
И однажды, когда Дега в разговоре с Амбруазом Волларом резко выступил против увлечения художников, особенно Моне, работой на пленэре, а Воллар возразил: «Но, господин Дега, ведь и Ренуар, как Клод Моне, работает на пленэре», - тот ответил: «Ренуар может делать все, что он хочет: вы видели, как он написал кошку, которая играет с мотками цветной шерсти?»
Ренуар родился в Лиможе, но еще когда он был ребенком, его родители перебрались в Париж. В 1854 г. Ренуар поступил в мастерскую по производству фарфора, где он расписывал фарфоровую посуду. Он проработал там недолго, после чего зарабатывал на жизнь, расписывая веера в стиле XVIII в., а затем занимался рисунком по тканям.
В 1862 г. Ренуар поступил в Школу изящных иcкyccтв и начал посещать мастерскую Глейра, где познакомился с Базилем, Моне и Сислеем. Вскоре, когда Ренуар, как и многие художники того времени, писал в лесу Фонтенбло, он познакомился с Диасом, который первым - раньше, чем Клод Моне, - посоветовал молодому художнику отказаться от мрачных тонов и работать светлыми красками.
В период с 1864 по 1870 г. Ренуар регулярно выставляет свои картины в Салоне, хотя некоторые его работы жюри отклоняет; в это время большое
влияние на него оказывают Диас, Делакруа и особенно Курбе. Из работ, написанных в этот период - они выполнены еще в остаточно реалистической манере, назовем: «Харчевня матушки Антони» (1866), «Диана-охотница» (отклоненная жюри Салона в 1867 г.), «Лиза» (выставленная в Са-лоне в 1868 г.), «Портрет Сислея с женой» (1868).
Однако в творчестве художника уже отмечаются импрессионистские тенденции, например в картине «Купание на Сене («Лягушатник»)» (1868-1869) - эту картину Ренуар писал, работая вместе с Клодом Моне, - или в картине «Лодки на Сене» (1869). Тесная дружба, связывавшая Ренуара с Моне, привела к тому, что вскоре после франко-прусской войны (1870-1871) он начал использовать технику импрессионистов - раздельный мазок, светлые тона - и работать на пленэре; этот период в творчестве Ренуара продолжался до 1883 г.
Однако если по примеру импрессионистов Ренуар и отказывается использовать «земли» и темные тона, то время от времени он все же делает небольшие вкрапления черного на своих картинах. Художник признавался Воллару: «Чем дальше, тем больше меня привлекает черный цвет. Бьешься-бьешься, а потом положишь несколько черных мазков, - и картина сразу заиграет!» Работы, написанные художником в этот период, который обычно называют «импрессионистским», искрятся светом и радостью жизни.
Впоследствии Ренуар скажет Альберу Андре: «Я люблю картины, которые вызывают у меня желание очутиться внутри их пространства, если это пейзаж, и положить руку на грудь или на спину, если изображена обнаженная женщина». Он также говорил Воллару: «Я всегда старался изображать людей так, словно передо мной красивые фрукты».
Нам кажется, что этими двумя фразами художник исчерпывающе определил своеобразие своего таланта. Среди работ этого периода в первую очередь следует назвать виды Парижа: «Пон-Нёф» (1872) и «Большие бульвары» (1875), а кроме того, пейзажи, которые Ренуар писал, работая вместе с Клодом Моне в Аржантейе: «Сена в Аржантейе» (1873-1874) или под Парижем.
Особо отметим шедевр художника - картину «Дорожка среди высокой травы» (ок. 1875). Однако, несмотря на превосходные картины, публика не воспринимала Ренуара как пейзажиста. Критик Филипп Бюрти даже писал: «Пейзажи обычно плохо удаются Ренуару. Такое впечатление, что свежий воздух ослепляет его: он видит яркие пятна и брызги света там, где всегда изображалась гармония. Я имею в виду свет, просачивающийся сквозь тучи и пробивающийся через ветви и листву. Глаз зрителя никогда не привыкнет к светлым кругам, которыми на картинах Ренуара покрыта трава, аллеи, одежда и лица людей. В природе все настолько подвижно, что разум не может согласиться с тем, будто художник способен передать впечатление от одного мгновения».
К сожалению, Бюрти не понял, что именно в этой способности и заключался талант Ренуара. Ренуар разрабатывает любимую тему Ватто тему галантных праздников, но подходит к ней по-современному, как художник-импрессионист.
Он пишет картины «Семья Анрио» (ок. 1871), «Две дамы в парке» (1875) «Качели» (1876) и «Бал в Мулен де ла Галетт» 1876), без сомнения, один из своих шедевров. Благодаря преобладанию голубых и розовых тонов эта картина особенно отчетливо свидетельствует о влиянии на Ренуара французской живописи XVIII в.
Изящество и элегантность женщин, галантность кавалеров, произносимые шепотом комплименты - все это увидено глазами художника, живущего через два столетия, и увидено при освещении пленэра; в этой картине есть поэзия, грусть, мечтательность и опьянение радостью жизни.
«Бал в Мулен де ла Галетт» произвел огромное впечатление на Рауля Дюфи, который сделал с картины копию. Среди других картин Ренуара, сюжетно связанных с современностью, назовем: «Первый выезд» (1876), «После завтрака» (1879), «В цирке Фернандо» (1879), «Площадь Клиши», которую иногда называют «Площадь Пигаль» (1880).
Ренуар, как истинно французский художник, любил писать портреты и обнаженную натуру. Одним из его первых шедевров в этом жанре была картина «Ложа» (1874), которая, безусловно, написана под влиянием «Портрета инфанты Маргариты» Веласкеса. Влияние этого художника заметно и в портретах детей, написанных Ренуаром: «Мадемуазель Жанна Дюран-Рюэль» (1876), «Мадемуазель Шарпантье в голубом» (ок. 1876), «Мадемуазель Марта Берар» (1879), «Розовое и голубое (сестры Каэн д’Анвер)» (1881).
Наиболее значительными работами Ренуара в жанре портретной живописи являются: «Господин Шоке» (1876), «Девушка в соломенной шляпе» (1878), «Девушка в шляпе с вуалеткой» (ок. 1875–1877), «Портрет госпожи Шарпантье» (ок. 1877), «Госпожа Шарпантье с детьми» (1878), «Портрет актрисы Жанны Самари» (Салон, 1879).
Одна из первых работ, на которых Ренуар изобразил обнаженную женщину, была показана на второй выставке импрессионистов в галерее Дюран-Рюэля и стала причиной шумного скандала. Это была работа «Обнаженная», искрящаяся ярким светом и радостью жизни. Однако влиятельный критик Альбер Вольф писал в «Фигаро» «Попытайтесь объяснить господину Ренуару что женское тело - это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!» Среди обнаженных женских фигур, написанных художником в эти годы, следует также назвать пронизанные изысканной чувственностью работы «Обнаженная» (1880) и «Белокурая купальщица» (1881).
Летом 1879 и 1880 гг. Ренуар работал на берегу Сены - в Шату и Круасси («Гребцы в Шату», 1879). Близко познакомившись с дипломатом Полем Бераром, Ренуар неоднократно приезжал в его нормандское имение Варжмон; здесь написаны «Розы в Варжмоне» (1879).
На лето он ездил в Бернваль. Начиная с 1880 г. Ренуар проводит лето у матушки Фурнез в Круасси, в Буживале, где в принадлежащем Фурнез ресторанчике написал свою знаменитую картину «Завтрак гребцов» (1880-1881), которую показал на седьмой выставке импрессионистов.
В левой части картины изображена молодая девушка, играющая с собакой; это Алина Шариго, которая станет женой Ренуара, а напротив нее сидит Кайботт. Среди картин, написанных в 1883 г. и выдержанных в том же стиле, назовем «Танец в Буживале», «Танец в деревне» и «Танец в городе».
Весной 1881 г. Ренуар на нecкoлько недель отправляется в Алоки куда он вернулся в марте 1882 г. («Банановые деревья», «Арабский праздник в Алжире», «Касба»). Осенью 1881 г. Ренуар также посещает Италию: пишет картины в Венеции и изучает сокровища итальянских музеев, особенно во Флоренции и Риме.
В 1882 г. в Палермо художник написал «Портрет Рихар-да Вагнера». По возвращении во Францию Ренуар работает вместе с Сезанном в Эстаке под Марселем, где пишет необычайно яркие пейзажи, по фактуре очень напоминающие импрессионизм; в 1883 г. художник живет в Гернеси. В период с 1883 по 1890 г. искусство Ренуара претерпевает значительные изменения.
После выставки его работ, состоявшейся в апреле 1883 г. в галерее Дюран-Рюэля (предисловие к каталогу было написано Теодором Дюре), Ренуар прочитал труд Ченнино Ченнини. Эта работа, а также пребывание в Италии, где художник познакомился с творчеством мастеров флорентийской школы живописи и Рафаэля, а по возвращении на родину внимательное изучение наследия Энгра заставили Ренуара понять, какие опасности таит в себе импрессионизм - опасность превращения их стиля в доту Художника давно уже тревожило однообразие техники импрессионистов, их уход от формы.
Ренуар хочет вернуться к четкой линии и более упорядоченной композиции. Ему достало мужества изменить свою манеру письма, в связи с чем он признавался Воллару: «Я не был самим собой до тех пор пока не освободился от влияния импрессионизма и не обратился снова к тому чему учат нас хранящиеся в музеях работы».
Он так-же утверждал: «Где-то около 1883 г. в моем творчестве произошел перелом. До того времени я был убежденным импрессионистом, но я понял, что исчерпал все, что мог предложить мне этот метод, я понял, что не умею ни писать красками, ни рисовать Одним словом, я зашел в тупик».
Этот период в творчестве Ренуара обычно называют «суровым» или «энгровским». Теперь все формы на картинах художника очерчены четкой, точной линией; переливы тончайших оттенков сменяются охрой и довольно бедными красками, которые зачастую мало согласуются друг с другом.
Поверхность картин становится более сухой и ровной. Переходной работой от импрессионизма к новой художественной манере стала картина «Зонтики» (1881-1885). В новой манере, характерной отныне для Ренуара, написана картина «Купальщицы» (1883-1884), выставленная в Салоне (1887). Сюжет ее был подсказан художнику одним из версальских барельефов Жирардона. В этой же новой манере написаны картины «Дети в Варжмоне: послеполуденное время» (1884), «Коса» (1886), на которой изображена Сюзанна Валадон, и, наконец, «Дочери Катулла Мендеса у пианино» (1888).
После экспериментов этих нескольких лет творчество Ренуара вновь претерпевает изменения: строгие линии рисунка и четко очерченные формы становятся мягче (хотя формы прописаны с большей определенностью, чем в
импрессионистский период), аскетичная цветовая гамма тоньше, границы между красками - более зыбкими, а все полотно начинает переливаться перламутром - откуда и возникло название этого периода в творчестве Ренуара -«перламутовый»; обычно он датируется 1890 - 1897 гг.
В этот период Ренуар пишет обнаженных женщин, кожа которых волшебным образом искрится и переливается: «Купальщица на скале» (1892), «Заснувшая купальщица» (1897), а также портреты – «Семья художника» (1896).
Начиная с 1897 г. и вплоть до 1900 г. Ренуар все больше времени проводит в Эссуа, где пишет окрестности, натюрморты, детские портреты, в том числе и портрет своего второго сына Жана. Художник часто изображает мальчика на коленях у их прислуги Габриель, которая часто позировала ему и до самой смерти художника была его любимой натурщицей: «Габриель и Жан» (1895), «Жан Ренуар с обручем» (1898), «Жан Ренуар в костюме Пьеро» (ок. 1902) или «Габриель в украшениях» (1910), «Габриель с розой» (1911).
Учащающиеся приступы острого ревматизма заставляют Ренуара перебраться на юг, в Кансюр-Мер, где художник и провел остаток дней в усадьбе «Колетт». Этот период, с 1903 по 1919 г., проходит под знаком пышного пантеизма: произведения этих лет пронизаны чувственностью, на полотнах Ренуара преобладают розовый, красные и оранжевые тона. Художник в эти годы испытывает самые разнообразные, порой противоречащие друг другу влияния мастеров прошлого – Рубенса, Буше, Фагонара, Энгра, а также своего друга скульптора Майоля. Картина «Суд Париса» (1908) - один из самых ярких примеров этой размашистой манеры письма, в которой ощущается влияние скульптуры. Помимо ярких, окрашенных в интенсивные цвета пейзажей («Сад усадьбы Колетт», 1909) художник пишет пышные, обнаженные женские тела, полные чувственности картины. Наиболее известные из них: «Большая купальщица в шляпе» (ок. 1904-1906), «Купальщица, вытирающая ногу» 1905), «Купальщицы» (ок. 1915); лучшей работой этого периода принято считать картину «Купальщицы», иногда называемую «Нимфы» (ок. 1918).
Благодаря завораживающему яркому сиянию и глубокой лиричности полотно это напоминает «Купальщиц» Фрагонара; оно также свидетельствует о том, что, несмотря на старость и болезни, неоднократно меняя манеру письма, Ренуар сумел сохранить в своем искусстве поэзию здоровой жизни и показать, насколько молода его живопись благодаря той радости, которую он испытывает, создавая картины.
Дальше: Я хочу превратить импрессионизм в нечто более основательное и долговечное - в искусство, которое будут собирать и хранить музеи
Новости
Выставка художника Антонио Лиг...
01.02.2018

Музей
Современного искусства открывает свои широко распахнутые двери одному из самых
востребованных и успешных художников 20-го века. Работы мастера итальянского
искусства скульптора и художника Ан...
Мощное событие в мире искусств...
25.08.2017

24
августа В Москве откроется Государственная Картинная Галерея имени народного
художника Василия Нестеренко, это великое событие в культурной жизни столицы
будет украшено рядом картин мастера. Эхо...
Чем Май порадует нас на самых ...
23.05.2017

На пороге
венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель
в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого
события. В связи с переменой даты...
Статьи
Статья об истории возниконовен...
23.02.2018
Художники старейших представителей средиземноморской цивилизации,
греческой, римской или египетской широко использовали технику живописи
на основе смесей, богатых пчелиным воском с минеральными пи...
Художник Аргунгв Иван, Приобре...
20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную. Родился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан...
20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из ведущих представителей европейского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
Отзывы
Гость
Шикарная парочка. Не знаю пока как будет на 8-е марта. Мне нравится спасибо.
Алена
Все понравилось,спасибоза покупку
Евгений
Поражаюсь фантазии автора, что он курил интересно? Тем не менее я как и все поражен мастерством художника.
Мариана
Благодарим за картину, заказывали масло. Хоть и ждали месяц но не зря! Остались довольны.
Даша, Андрей
Долго искали круглую или овальную картину, наконец нашли. Все хорошо, как живая. Благодарим