все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Купить картины СЕРА

СЕРА Жорж (1859, Париж - 1891, Париж). Искусство Сера и его друга Синьяка, как и искусство Сезанна, было в некотором смысле полемичным по отношению к импрессионизму; но смысл этой полемичности у Сера и Синьяка был совсем иным - они выступили против пренебрежения импрессионистов формой, что и без того являлось предметом критики.

Эти два художника стремились внести свежую струю в импрессионизм, который уже начал превращаться в догму. Для того чтобы «вернуть форму» расплывчатой живописи импрессионистов, придать ей ритм и упорядоченность, они создали четкую систему, в основе которой лежали данные науки. Так на основе дивизионизма и пуантилизма родился неоимпрессионизм. Сера не мог согла-ситься с известными словами Клода Моне: «Для нас писать картины - то же, что для птиц петь», - его складу ума была необходима живопись, созданная в соответствии со строгими и детально разработанными законами.

Изучая труды физиков Шеврёля и О. Н. Руда, дневниковые записи и живопись Делакруа, эссе Бодлера об искусстве, а также исследования, связанные с золотым сечением, Сера старался выработать основу для искусства, отвечающего законам равновесия и гармонии.

Эти правила он объяснял своим друзьям Жюлю Кристофу и Морису Бобуру; последнему в письме от 28 августа 1890 г. он изложил свои теории самым подробным образом:

Эстетика
Искусство - это гармония. Гармония есть сглаживание контрастов и уподобление смежных элементов: тона, оттенка и линии, которые рассматриваются как в связи с воздействием на них освещения, так и с точки зрения ведущего начала - радостных, спокойных или печальных комбинаций. Контрасты эти таковы: для нужного тона - более яркий, более светлый - для более темного; для нужного оттенка - оттенки дополнительного цвета, другими словами, у каждого оттенка красного есть свой дополнительный оттенок (красный -зеленый, оранжевый - голубой, желтый - фиолетовый) и т. д.; для линии - те линии, что образуют прямой угол.

В радостном тоне доминиет яркость, в радостном оттенке теплота; радостная линия - та, что поднимается над горизонталью. В спокойном не уравновешены темное и светлое; в спокойном оттенке теплое и холодное; спокойная линия -это ровная, горизонтальная линия. Печальный тон передается преобладанием темного, печальный оттенок -холодными красками, а печальные линии идут вниз от горизонтали.

Техника
Можно считать доказанным тот факт, что яркое впечатление долгое время сохраняется на сетчатке глаза, в результате чего возникает синтез. Средством выражения является оптическая смесь тонов, оттенков (локального цвета и цвета под воздействием освещения -солнца, керосиновой или газовой лампы и т. д.), другими словами, оптическая смесь различных источников све-та и отбрасываемых под их воздействием теней в соответствии с законами контраста по мере уменьшения излучения.

Цвет рамы должен контрастировать с гармонией тонов, оттенков и линий картины».

Все творчество Сера - как его рисунки, так и живописные работы обусловлено этой теорией контрастов. Сын судебного пристава из парижского района Ла-Виллет, Сера происходил из небогатой и набожной буржуазной семьи. До шестнадцати лет он учился в коллеже, посещая одновременно муниципальную школу рисунка, которой руководил скульптор Жюстин Лекен, получивший в свое время Римскую премию. Именно здесь Сера познакомился и подружился с Аман-Жаном. Они поступили в Школу изящных искусств, где занимались под руководством Анри Лемана, ученика Энгра.

Кроме того, Сера проводил много времени в музеях и страстно увлекался, как мы знаем, работами известных физиков - Шеврёля и Руда. В 1882-1883 гг. он занимался почти исключительно рисунком, ища возможность выразить себя только посредством черного и белого, - художник не только искусно уравновешивал эти цвета, но и добивался, чтобы они были тонкими, выразительными, поэтичными и оригинальными.

О выполненном Сера «Портрете художника Аман-Жана» (1882, выставлен в Салоне, 1883), одном из его шедевров, благожелательно отозвался Роже Маркс, назвавший эту работу «превосходным этюдом в черно-белых тонах, заслуживающим высокой оценки, - автор его, безусловно, не случайный человек в искусстве».

За свою недолгую жизнь художник выполнил более четырехсот рисунков карандашом. «Более совершенных рисунков невозможно себе вообразить», - считал Синьяк. Отметим любопытное сходство рисунков Сера с некоторыми рисунками Милле. В качестве примера приведем следующие: «Кормилица» (ок. 1882), «Спящий мужчина. Этюд к картине «Купание в Аньере» (1883-1884), «Женщина с удочкой.

Этюд к картине «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» (1884–1886), «В кафе «Зингер» (1887), «Этюд к картине «Парад» (ок. 1887 , «Портрет Поля Синьяка» (1889-1890 . Со временем у Сера возникает желание применить принципы, которые он считал основополагающими в искусстве, к цвету.

Однако в 1884 г. посланные им в Салон работы, в том числе и его первая значительная картина «Купание в Аньере», были отклонены жюри. Тогда Сера с 15 мая по 1 июля выставляет эту работу в «Салоне независимых», одним из инициаторов создания которого он был наряду с Синьяком, Редоном и Дюбуа-Пилле. Четыреста два художника представили свои работы на этой выставке, расположившейся в павильонах сада Тюильри.

«Купание в Аньере» было переходной работой от импрессионизма к новым тенденциям неоимпрессионизма: картина написана с учетом теории контрастов, и ее статичная композиция организована согласно определенному ритму, однако мазки не разделены в полной мере - время пуантилизма еще не настало Синьяк, пришедший от этого полотна в восторг, с интересом отмечал, что оно написано «крупными плоскими мазками, наложенными друг на друга, в красочной гамме, напоминающей палитру Делакруа, где сочетаются чистые краски и «земли».

Благодаря использованию охры и темных тонов общая тональность картины приглушена, и она не сверкает, как полотна импрессионистов, написанные только призматическими красками. Однако благодаря закону контрастов, методическому разделению элементов -света, тени, локального цвета, взаимодействий, - их тщательно соразмеренным и уравновешенным пропорциям картина гармонична до безупречности».

В 1885 г. в Гранкане Сера написал «Причал в Гранкане», «Заход солнца в Гранкане», «Мыс Ок». Следуя советам Синьяка, с которым он познакомился в «Салоне независимых» и благодаря которому был представлен Писсарро, Сера начал, как и импрессионисты, писать только чистыми красками. Именно в этот период, в 1886 г., он создает свой шедевр, картину «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», для которой выполнил множество подготовительных рисунков и эскизов.

Эту картину Сера выставил на восьмой, и последней, выставке импрессионистов, а вскоре - во втором «Салоне независимых» и, наконец, в 1887 г. на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Блестяще скомпонованная, эта картина, ставшая выражением новых тенденций в искусстве, выражением эстетики неоимпрессионизма, пронизана светом - именно к этому и стремился художник. Безупречно сбалансированное сочетание теплых и холодных тонов, света и тени, горизонтальных и вертикальных линий создает ощущение полного покоя; каждый из персонажей картины наслаждается отдыхом на лоне природы, живущей по законам самой совершенной гармонии. Именно на этом полотне мы впервые обнаруживаем реминисценцию огомных ватиканских фресок Рафаэля «Афинская школа» и «Диспут о таинстве причастия». И снова Синьяк необыкновенно точно определил суть таланта Сера и своеобразие этой картины: «Создается впечатление, что, стоя в задумчивости перед чистым холстом, художник решает, какие линии и узоры разместит он на его поверхности, какими красками и оттенками покроет этот холст... Делакруа советовал не приступать к непосредственной работе над картиной, не постояв прежде продолжительное время перед чистым холстом.

И тогда, руководствуясь традицией и научными данными, художник создаст композицию, соответствующую его замыслу, другими словами, в соответствии с общей концепцией картины остановит свой выбор на тех или иных линиях (их направлении и угле наклона к горизонтали), определенном соотношении света и тени (тоне) и оттенках (красках)». Лето 1886 г. Сера провел в Онфлёре, где написал несколько марин, тональность которых тщательно продумана: «Вход в порт Онфлёр», «Больница и маяк в Онфлёре», «Мария» в Онфлёре». В тот же период в окрестностях Парижа художник пишет ряд пейзажей: «Мост у Курбевуа» (1885), «Сена около острова Гранд-Жатт» (1887). С этого времени Сера, в отличие от импрессионистов, предпочитает большие композиции с человеческими фигурами, что позволяло ему с большей наглядностью выражать свои живописные концепции. Художник начал работу над двумя полотнами -«Натурщицы» (1887–1888), от которых в парижских музеях сохранились три эскиза, и «Парад» (1887-1888), который Сера выставил в «Салоне независимых» в 1888 г. Лето этого года Сера провел в Портан-Бессен, где написал пейзажи «Портан-Бессен во время отлива» и «Портан-Бессен во время прилива». В 1889 г.

Сера работал в Кротуа (пейзаж «В Кротуа»), а также выставил в «Салоне независимых» пейзажи, написанные им на берегу Ла-Манша, после чего приступил к большому полотну «Канкан» (1889-1890), стремясь выразить динамику танца посредством неукоснительного слеования теории неоимпрессионизма, это одна из картин, где Сера хотел передать ощущение радости при помощи направленных вверх линий, теплых оттенков и ярких кра-сок. Такие же задачи ставил перед собой художник, приступая к картине «Цирк», сюжет которой требовал передачи динамизма.

Над этой картиной Сера работал зимой 1890/91 г., и незавершенное полотно было выставлено в «Салоне независимых» в 1891 г. К несчастью, 29 марта 1891г. Сера скоропостижно скончался, не успев закончить эту картину. Вспомним о непримиримом отношении импрессионистов к искусству, в основе которого лежит научный подход, о позиции Писсарро, одно время следовавшего концепциям Сёра,и о Ренуаре, сказавшем: «В живописи есть нечто очень важное и не поддающееся объяснению. Вы подходите к природе с точки зрения теорий, а природа опровергает все ваши теории .

Правда состоит в том, что в живописи, как и в любом искусстве, нет единого подхода - если он вообще возможен, - каковой можно было бы выразить формулой».

Дальше: Сыгравший роль важного связующего звена между Коро и Буденом

Новости

Мощное событие в мире искусств...
Art Holster
25.08.2017
24 августа В Москве откроется Государственная Картинная Галерея имени народного художника Василия Нестеренко, это великое событие в культурной жизни столицы будет украшено рядом картин мастера. Эхо...
Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....

Отзывы

Art Holster
22 сентября 2017

Евгений

Все понравилось, спасибо!

Посмотреть все отзывы