все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Купить картины Эдуарда Мане

МАНЕ Эдуард (1832, Париж - 1883, Париж). Роль Мане в искусстве его времени была достаточно двусмысленной и противоречивой, но чрезвычайно важной. Двусмысленной потом-что, совершенно не собираясь выходить за рамки традиционной живописи, он против своей воли стал глашатаем и главой революционного движения в искусстве, импрессионизма.

Противоречивой - потому что, заявляя о своей приверженности традициям великих мастеров прошлого: Рафаэля, Джорджоне, Тициана, испанских художников или Франса Халса, - Мане писал главным образом воспетую Бод-лером «современность». Он следом за Курбе высоко ценил светлые краски, но, как и Курбе, всю жизнь пользовался темными тонами - черным, коричневым, серым, от которых решительно отказались импрессионисты.

Мане не соглашался участвовать в совместных выставках импрессионистов, но, поддавшись уговорам молодого Клода Моне, с 1871 г начал работать на пленэре. Эдуард Мане принадлежал к буржуазной среде, где высоко ценилось традиционное искусство, поэтому он всегда стремился выставляться в Салоне, однако в 1863 г. его картина, выставленная в «Салоне отверженных», вызвала шумный скандал.

Начиная с этого момента Мане превращается в козла отпущения для критики и для публики, которые в его дерзких цветовых пятнах видели лишь «сплошную пестроту»! И наконец, Мане сыграл чрезвычайно важную роль, потому что, несмотря на споры, бушевавшие вокруг его картин, он отстаивал и распространял новые идеи, современные художественные тенденции.

То уважение, которым Мане пользовался в кафе Гербуа, его манера письма, отличающаяся поразительной раскованностью в обращении с фактурой, и, наконец, его обращение к живописи на пленэре имели огромное значение для эстетической и художественной эволюции его друзей-импрессионистов.

Поэтому вызывает крайнее удивление, что, когда Бодлер писал о современности в связи с Константином Гисом, он не заметил этой современности в Мане, который на самом деле был ее воплощением, как станет таким воплощением, но несколько в ином плане и позже Дега.

Отказавшись ради живописи от карьеры морского офицера, которую предназначали для него родители, Эдуард Мане в 1850 г. поступил в мастерскую Тома Кутюра, которую он посещал до 1856 г. В 1855 г. Мане написал картину, вызвавшую резкое недовольство его наставника. Вся мастерская устроила овацию Мане, а Кутюр возмутился. «Мой друг, - сказал он, - если вы претендуете на то, чтобы возглавить художественную школу, то создавайте ее где-нибудь в другом месте».

Свое художественное образование Мане дополнял, изучая в Лувре работы старых мастеров, а также во время поездок за границу - в Италию (1853), Голландию (1856), а затем в Германию, Австрию и снова в Италию. Написанный в 1858 г. «Любитель абсента» был отклонен жюри Салона в 1859 г., но уже в этом году Мане пишет свою первую знаменитую картину - «Мальчик с вишнями», выполненную в стиле Мурильо; она была выставлена в галерее Луи Мартине в доме № 26 на Итальянском бульваре.

В 1862 г. Мане переезжает из мастерской на улице Дуэ в мастерскую на улице Гийо, в доме №81. 1 марта в галерее Мартине открылась выставка его работ, где художник представил четырнадцать полотен; выставка была открыта два месяца. Среди представленных работ - «Любитель абсента», «Музыка в Тюильри» (1860), которая вызвала некоторое недоумение, картина «Старый музыкант» (1862).

Мане также выставил у Мартине работы, навеянные впечатлениями от выступлений испанского балета, который пользовался большим успехом в Париже в 1861 и 1862 гг., – «Испанский балет» (1862) и знаменитую работу «Лола из Валенсии» (1862), на которой изображена ведущая танцовщица труппы Бодлер посвятил ей стихотворение, из которого можно сделать вывод о влиянии на Мане испанских художников, в первую очередь Гойи; влиянии, выразившемся в гармонии черного и розового, тогда как публика возмущалась «пестротой, где смешаны красный, синий, желтый и черный, отчего все это больше похоже на карикатуру, чем на подлинный цвет».

Вскоре, 1 мая 1863 г., открылся Салон. В тот год жюри было особенно сурово, и множество картин оказалось отвергнуто. Поэтому император Наполеон III отдал распоряжение открыть 15 мая в помещении Дворца промышленности, где проходил официальный Салон, другую выставку, на которой будут показаны работы, отклоненные жюри.

Это был знаменитый «Салон отверженных», который стал первым разрешенным Салоном со¬временного искусства. Многие художники представили свои работы; Мане выставил три картины, одна из которых, «Купание», помещенная в каталоге под номером 363 и известная под названием «Завтрак на траве», вызвала настоящий скандал. Мане был этим чрезвычайно поражен, поскольку он хотел всего лишь «осовременить» классические сюжеты, отталкиваясь от утерянной картины Рафаэля «Суд Париса», дошедшей до нас благодаря гравюре Марка Антонио Раймонди, и известной картины Джорджоне «Сельский концерт», находящейся в Лувре.

«Я хочу это написать заново, поместив всю композицию в прозрачную атмосферу», - говорил Мане о замысле своей картины. Для двух мужских фигур ему позировали его брат, Эжен Мане, и голландский скульптор Фердинанд Ленхоф, который должен был стать шурином художника; для обнаженной фигуры на первом плане позировала Викторина Меран, любимая натурщица Мане в период с 1862 по 1874 г.

Картина вызвала всеобщее возмущение как своим сюжетом, который был сочтен скабрезным, так и подчеркнутой реалистичностью женской фигуры: она существенно отличалась от почитавшегося в ту пору идеалом манеры изображения обнаженного женского тела в духе Энгра. Защищали картину только два человека – Антонен Пруст и Захария Астрюк.

В следующем, 1864 г. у Мане были приняты в Салон две картины - «Бой быков в Испании» и «Христос с ангелами», которые карикатурист Берталь в «Жюрналь амюзан» назвал «испанскими безделушками, приготовленными в черном соусе Риберы господином Мане и Курбе и «Сурбаран с улицы Батиньоль».

Новый скандал разразился в 1865 г. в Салоне, куда Мане представил свою «Олимпию». Название было подсказано ему стихотворением Захарии Астрюка; позировала для картины все та же Викторина Меран. И снова Мане черпал вдохновение у старых мастеров, осовременивая их композиции. На сей раз он отталкивался от «Венеры Урбинской» Тициана и картины Гойи «Маха обнаженная». Однако публика и критика не увидели в этой работе художника ничего, кроме скандальной апологии проституции, называя ее «Одалиска с желтым животом», «Венера с котом», «Самка гориллы».

Защищать картину осмелились только Бодлер и Золя, который сказал: «Судьба предназначила ей место в Лувре». Позднее Поль Валери во вступлении к каталогу выставки, посвященной столетию со дня рождения художника, писал: «Олимпия шокирует, вызывает священный ужас, но она притягивает к себе и в конце концов торжествует.

В ней все скандально, она - идол и вместе с тем - откровенное разоблачение жалкой тайны общества. В голове у нее - пустота; черная бархотка отделяет голову от того,что является сутью этой женщины. Безупречная чистота линий изображает то, что нечисто по самой своей сути и существует, только если отсутствует самое элементарное представление о стыдливости. Эта обнаженная весталка, поклоняющаяся животному началу, пробуждает примитивное варварство и звериное начало».

В том же, 1865 г. Мане отправляется в Испанию, чтобы увидеть работы художников, оказавших на него такое влияние. Он восхищается Веласкесом, но Гойя оставляет его довольно равнодушным. На следующий год жюри Салона принимает две картины Мане: «Флейтист» и «Трагический актер (Портрет Рувьера в «Гамлете»)».

В 1867 г он пишет картину «Расстрел императора Максимилиана», навеянную картиной Гойи «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». В этом году художник не выставляется в Салоне, но организует выставку пятидесяти своих работ, – в число которых «Расстрел императора Максимилиана» не вошел, - построив собственный павильон и приурочив ее
к Всемирной выставке в Париже.

По этому случаю Золя опубликовал серию статей о Мане, а благодарный художник написал «Портрет Эмиля Золя» (Салон, 1868), на котором писатель изображен на фоне гравюры Утамаро и репродукции <<Олимпии>>, за которой виднеется гравюра Гойи по картине Веласкеса «Вакх (Пьяницы)».

Начиная с этого времени и вплоть до самой смерти художник много работает в жанре натюрморта («Ваза с пионами», ок. 1864-1865; «Лосось», 1866). В 1869 г. работы Мане снова приняты в Салон: он выставляет «Завтрак в мастерской» и «Балкон», где на первом плане изображена Берта Моризо; справа от нее пианистка Женни Клосс, которая впоследствии выйдет замуж за художника Пьера Пренса; на заднем плане видны пейзажист Антуан Гий меи Леон Коэлла-Ленхоф.

В августе 1872 г. Мане, всегда восхищавшийся картинами Халса в Лувре, отправляется в Голландию. Впечатления от этой поездки вдохновляют художника на создание картины «Добрый бокал», которую он выставляет в Салоне (1873), где она имела большой успех. В том же году художник пишет «Портрет Нины де Каллэ» (обычно его называют «Портрет Нины де Вийар: дама с веерами»), в котором заметно влияние Халса и японской гравюры - он написан мелкими раздельными мазками, характерными для работ импрессионистов.

Об эволюции Мане в сторону импрессионизма и работы на пленэре свидетельствуют также картины «Партия в крокет» и «Железная дорога» (обе - 1873). Совершенно очевидно, что, начиная с 1874 г., когда Мане вместе с Клодом Моне работал на од-них и тех же мотивах в Аржантейе, он, передавая вибрацию света, начинает использовать новую для него технику наложения мазка и обращается к более светлым, сочным краскам, не отказываясь при этом совсем от темных тонов.

Со всей очевидностью новая манера проявилась в таких работах, как «В лодке», «Аржантей» (Салон, 1875), «Клод Моне за работой в своей плавучей мастерской», «Госпожа Моне с сыном в саду». Из короткой поездки в Венецию (1875) Мане привез картину «Большой Канал в Венеции». Однако наиболее ярко это позднее обращение Эдуарда Мане к переливающемуся светом импрессионизму выразилось в картине «Белье» (1875) и в двух более поздних работах, написанных художником в 1878 г., на которых изображен вид из окна его мастерской, что находилась в доме № 4 по улице Санкт-Петербург.

Речь идет о картинах «Флаги на улице Монье» (теперь это улица Берн) и «Мостильщики на улице Монье». Но все-таки, как мы видели, Мане оставался прежде всего независимым художником: его гораздо больше увлекала задача передать «современность», чем эксперименты с пленэром, которыми он охотно жертвовал, когда работал над картинами, полнее отвечавшими его представлениям об искусстве и его художественному темпераменту: «На-на» (1877), «В оранжерее» (1878, Салон, 1879) и «У папаши Латюиля» (1879, Салон, 1880).

После проявившейся в этом году атаксии Мане уезжает сначала в Бельвю под Парижем, потом снимает дом с садом в Версале, а затем переезжает в Рюэль. Все написанные художником в это время картины связаны с природой: «Уголок сада в Бельвю», «На прогулке», «Девушка в саду» (все - 1880), «Скамья» (1881). За год до смерти Эдуард Мане выставляет свой шедевр, картину «Бар вФоли-Бержер» (1882). Поль Колен в своей книге о Мане, из-данной в Париже в 1937 г., тонко подметил, что в конце жизни Мане удалось «соединить в своем искусстве различные тенденции: ему казалось, что он придмал – позвольте мне так выразиться пленэр в помещении.

Мане заставлял свои модели позировать ему в тесной беседке, в крохотном парижском садике, где достаточно одного каштанового дерева, чтобы затенить солнце. Он прибегал к этой уловке в поисках более привычного для себя освещения, - возможно, оно было несколько более интенсивным и в то же время более утонченным, но в целом вполне согласовалось с привычкой художника работать в мастерской, и особенно с его привычкой заставлять модели позировать бесконечное число сеансов».


Дальше: Заслуга моя только в том, что я писал прямо на природе

Новости

Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...
Случайно обнаруженная ранее не...
Art Holster
13.05.2017
Утерянная работа «Портрет маленькой девочки», создателем ее с очень большой вероятностью называют выдающегося испанского художника Диего Веласкеса....

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....