все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Купить картины СЕЗАН Поль

СЕЗАНН Поль (1839, Эксан-Прованс - 1906, Эксан-Прованс). Хотя Сезанн был тесно связан с кругом импрессионистов, он очень скоро заявил о своей особой позиции, критикуя их живопись за то, что он считал отсутствием структуры.

В отличие от большинства импрессионистов, Сезанн проявлял интерес к композиции, размещению предметов на плоскости; объемность и постоянство формы предметов привлекали внимание художника ничуть не меньше, чем цвет и его нюансы. Он не мог отделить одно от другого и говорил Эмилю Бернару: «Рисунок и цвет не противопоставлены друг другу.

Когда пишешь картину, постепенно, по мере продвижения вперед, ее рисуешь. И чем полнее цветовая гармония, тем точнее рисунок, - когда цвет становится насыщенным, полностью проявляется и форма. Контрасты и соотношение тонов - вот в чем состоит секрет рисунка и моделирования». Эта последняя фраза сближает его с эстетикой Сера, Синьяка и всех неоимпрессионистов.

Стремясь «писать, как Пуссен, но природу», Сезанн прекрасно сознавал, сколь недолговечны внешние впечатления, фиксируемые только глазом, -впечатления, так ценимые Моне и художниками его круга. Разум художника отказывался подчиниться только глазу: в отличие от импрессионистов, Сезанн стремился передавать неизменное в предметах. Он говорил: «Природа постоянна, в ней нет того, что нам кажется.

Наше искусство должно передавать ее поразительную неизменность и вместе с тем - ее внешние изменения». При этом он уточнял: «В живописи важны и глаз, и ум: они должны помогать друг другу Надо стараться, чтобы они развивались относительно друг друга, служа живописи, - глаз должен тоньше восприни-мать природу, а ум логичнее организовывать впечатления, которые хочет выразить художник».

Отметим в этой связи, что Клод Моне -особенно это касается серий его картин - был вынужден работать очень быстро, почти не останавливаясь, чтобы выразить еле уловимые, ежесекундные изменения окружающей природы, и в первую очередь света. Сезанн же, напротив, работал очень медленно, беспрестанно возващаясь к одной и той же ка.тине иногда спустя несколько лет Художник добивался передачи одновременно как видимых, внешних изменений окружающего мира, так и его постоянного, сущностного начала. Поэтому произведения Сезанна отражают не только определенный момент настоящего, но – в отличие от произведений импрессионистов - и прошлое,
и будущее.

Вот почему искусство Сезанна - вне времени и окажет несомненное воздействие на современную живопись, главным образом на фовизм и кубизм. Однако в творчестве этого художника -как и у большинства его современников - сначала был период, когда он работал в темной цветовой гамме, и только потом Сезанн открыл для себя радостные, светлые краски. Этот пе¬риод, который можно назвать «романтическим» или «барочным», датируется 1861-1871 гг. По окончании курса в коллеже Бурбон, где соучеником будущего художника оказался Эмиль Золя, – их дружба прекратится только в 1886 г. после публикации романа Золя «Творчество», в главном герое которого, художнике Клоде Лантье, Сезанн узнает себя, - он берет уроки рисунка в Эксе, а затем, в апреле 1861 г., едет в Париж, где начинает посещать Академию Сюиса.

Сезанн выполняет копии с работ старых итальянских мастеров, пишет портреты, натюрморты и пейзажи. Среди написанных им в эти годы работ «Портрет Луи Огюста Сезанна, отца художника» (1866); так называемый «Доминиканский монах» (1865-1867), «Портрет художника Ахилла Амперера» (ок. 1866), «Золя, слушающий чтение Поля Алексиса» (1869), «Мужчина в соломенной шляпе» (1869–1870) и «Мадлен, или Скорбь» (ок. 1866-1868). А среди натюрмортов этого периода следует отметить «Натюрморт с черными часами» и «Натюрморт с оловянным кофейником» (обе работы - 1869-1870); среди пейзажей – «Тающий снег в Эстаке» (ок. 1870) и «Винный рынок» (вид набережной Сены из окна его парижской мастерской, 1872).

Для всех этих работ характерны плотная живописная поверхность, резкие контрасты, достигаемые благодаря темным теням и глубоком-черному цвету, мрачные тона с преобладанием черного, серого, коричневого, синего с незначительными вкраплениями белого; иногда художник кладет кое-где зеленые или красные тона, оживляя эту почти монохромную суровость.

После знакомства с импрессионистами, и особенно с Писсарро, которого он встретил в Академии Сюиса, Сезанн отказывается от мрачных тонов: теперь он - вслед за импрессионистами – предпочитает светлую гамму; художник также отказывается от техники густого, пастозного наложения красок и начинает, как и его новые друзья, писать мелкими, контрастными и неровными мазками. Это так называемый «импрессионистский» период в творчестве Сезанна, который датируется приблизительно 18721882 гг.

Переходной к новому этапу считается картина «Современная Олимпия» (ок. 1873-1874). Новые устремления Сезанна свидетельствуют о том, что из всех импрессионистов именно Писсарро оказал на него наибольшее влияние. Так, Сезанн отказывается, в отличие от Клода Моне или Сислея, фиксировать на полотне только кратковременные эффекты освещения и мимолетную вибрацию света, особенно на водной глади. Он обычно четко определяет плоскости, размещает предметы в пространстве, стремится изображать то неизменное, что есть в каждом предмете, а не только видимые изменения.

Однажды он скажет Эмилю Бернару и Русселю: «Свет нельзя передать на полотне, но его нужно передать посредством цвета. Это мое открытие, и я горжусь им». Первой значительной работой, отразившей новое художественное видение, стало полотно «Дом повешенного» (1873), которое Сезанн показал на первой совместной выставке импрессионистов (1874), а позднее - на Всемирной выставке в Париже (1889). В этот период художник написал серию пейзажей в Овере - один из них находится в Институте искусства в Чикаго, а также в Понтуазе, где он нередко работал в обществе Писсарро: «Вид в Понтуазе» (1879-1882), «Тополя» (ок. 1879-1882) и «Мост в Мэнси» (ок. 1882). В двух последних работах Сезанну удалось превосходно передать «поразительную неизменность» при-роды; искусство для него - «это гармония, такая же реальная, как природа».

Такое понимание искусства отражают натюрморты, портреты и композиции, созданные художником в эти годы. В качестве примеров назовем работы «Далии» (1875), «Натюрморт с суповой миской» (ок. 1877), многочисленные автопортреты и портреты жены, самым известным из которых является картина «Жена художника, сидящая в кресле» (1877), часто называемая «В красном кресле», «Портрет Виктора Шоке» (1876-1877) и ряд этюдов к «Купальщицам» (1906).

Однако Сезанн не признает искусства, которое не находилось бы в постоянном развитии; в полной мере это относится и к его собственном-творчеству. Взгляды импрессионистов очень скоро начинают казаться ему уста:евшими, их следует пересмотреть нельзя полагаться только на зрительные впечатления - они должны быть скорректированы и изменены в соответствии с доводами рассудка. Сезанн стремится уравновесить цвет и рисунок, цветовые нюансы и форму предметов, добиться их синтеза отсюда и название этого периода: «период синтеза».

К нему относят произведения, созданные художником между 1883 и 1895 гг. Действительно, около 1883-1885 гг. Сезанн написал ряд работ с одинаковым названием «Вид Эстака», в которых новые тенденции заявляют о себе. В одном из писем своему другу Гаске художник отмечал: «Выделять плоскости цветом, плоскости! Класть краски там, где находится центр плоскостей; там, куда притягивает их призматическое тепло, там, где плоскости пересекаются в лучах солнца...

Поймите, я создаю мои плоскости при помощи красок у себя на палитре!.. Нужно видеть плоскости. Отчетливо.. но располагать их, смешивать. Нужно, чтобы вот эта плоскость поворачивалась, в то время как другая этому противодействует. Важны только объемы». С этого времени Сезанн в своих изображающих гору Сент-Виктуар рисунках, акварелях и картинах, многие из которых в целом были выполнены между 1885 и 1887 гг., но дорабатывались художником вплоть до самой его смерти, неустанно ищет возможность «передать перспектив - только посредством цвета».

Так начинают складываться и закрепляться тенденции, которые приведут к появлению кубизма Сам же художник писал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса - и все в перспективном сокращении... Людям свойственно воспринимать в природе глубину более отчетливо, чем поверхность». Сезанн не употребляет слова «куб», но некоторые дома на равнине,расстилающейся - подножия горы Сент-Виктуар, состоят из кубов, форма деревьев напоминает цилиндр, а сама гора на всех этих работах,будь то рисунки, акварели или написанные маслом картины, состоит из накладывающихся друг на друга плоскостей, посредством которых и выявляются ее масса, форма, объем.

Точно так же в некоторых «Видах Эстака» передано ощущение водной глади и одновременно - таящейся под ней глубины: художнику удалось передать горизонтальную протяженность водной поверхности и - что было совершенно новым - ее вертикальность, ощущение объема и напряженности толщи воды.
От этого принципа Сезанн не отступает и в своих натюрмортах; посредством густоты краски, интенсивное и тонов и оттенков, последовательности наложения мазков он передает то неизменное, что таится в каждом предмете, только ему присущие особенности.

Среди таких работ назовем «Натюрморте комодом>>(1883-1887), «Кухонный стол» (ок. 1888-1890), «Натюрморт с геранью и фруктами» (1890–1894), «Ваза с тюльпанами» 1890-1894). С этих же позиций изображает Сезанн и человека: будь то портрет или обнаженная модель, художник добивается того, чтобы эти персонажи выглядели как неотъемлемая часть их мира. Сезанн ставит перед собой задачу раскрыть образ своего персонажа увидеть, что стоит за внешним, и – через свое представление о человеке и чувство, которое тот вызывает у художника, -показать, кем тот является на самом деле.

Такой замысел лежит в основе создаваемых в эти годы портретов жены и других картин: «Женщина с кофейником» (ок. 1890–1894), «Мальчик в красном жилете» (1890-1895), «Портрет Гюстава Жеффруа» (1895), «Арлекин» (1888-1890). Эту же цель преследовал художник и в нескольких картинах с одинаковым названием - «Игроки в карты» (ок. 1890-1895), число персонажей на которых колеблется от двух до пяти, а также «Купальщиков» и «Купальщиц».

В произведениях, созданных Сезанном в последние десять лет жизни -обычно их объединяют названием «лирический период», то есть между 1896 и 1906 гг., закрепляются тенденции, которые приводят художника к более полному синтезу между разработкой композиции и завершенностью форм, с одной стороны, и определенным лиризмом замысла в целом - с другой. Его искусство, в котором все меньше и меньше импровизации, отныне несет в себе зачатки кубизма вследствие своей строгой логичности и зачатки фовизма благодаря лиризму форм, моделируемых при помощи цвета.

В эти годы написаны новые работы с ви-дом горы Сент-Виктуар, «Озеро Ан-неси» (1896), «Карьер Бибемю» (ок. 1904), «Шато-Нуар» (1904-1906). В «Натюрморте с бутылкой и луковицами» (1895-1900), поражающем продуманностью композиции различных планов, уже наличествуют основные элементы кубизма, поскольку бутылка изображена в двух ракурсах, точно так же как знамени¬тый «Портрет Амбруаза Воллара» (1899) кисти Сезанна предвосхищает знаменитые портреты, выполненные Пикассо в его кубистский период, в частности портрет того же Волпара или Канвейлера, «Портрет Вильгельма Уде». Однако отчетливее всего элементы кубизма проявились в картине «Большие купальщицы» (1906). Ритмизованная композиция, четко определенные планы, их сочетание, общая композиция, безусловно, предвосхищают «Авиньонских девиц» Пикассо, написанных почти в те же годы: работа Пикассо датируется 19061907 гг. Так Сезанну удается воплотить в жизнь свои самые честолюбивые планы, поскольку он утверждал: «Я хочу превратить импрессионизм в нечто более основательное и долговечное - в искусство, которое будут собирать и хранить музеи»


Дальше: Он всю жизнь стремился внести свежую струю в импрессионизм

Новости

Мощное событие в мире искусств...
Art Holster
25.08.2017
24 августа В Москве откроется Государственная Картинная Галерея имени народного художника Василия Нестеренко, это великое событие в культурной жизни столицы будет украшено рядом картин мастера. Эхо...
Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....

Отзывы

Art Holster
17 ноября 2017

Евгений

Поражаюсь фантазии автора, что он курил интересно? Тем не менее я как и все поражен мастерством художника.

Art Holster
16 ноября 2017

Мариана

Благодарим за картину, заказывали масло. Хоть и ждали месяц но не зря! Остались довольны.

Art Holster
30 сентября 2017

Даша, Андрей

Долго искали круглую или овальную картину, наконец нашли. Все хорошо, как живая. Благодарим

Art Holster
22 сентября 2017

Евгений

Все понравилось, спасибо!

Посмотреть все отзывы