все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Купить картины ДЕГА Эдгар

ДЕГА Эдгар (1834, Париж - 1917, Париж). Дега, называвший себя «классическим художником, который изображает современную жизнь», был тесно связан с импрессионистами: он часто встречался с ними и принимал участие в их групповых выставках. Но, в отличие от импрессионистов, Дега всегда отказывался писать на пленэре, и в этом он кардинально расходится с ними.

Кроме того, Дега высоко ценил форму и рисунок - два элемента, практически не существовавшие для импрессионистов, которые пренебрегали ими, отдавая предпочтение цвету и нюансам освещения. «Картина рождается прежде всего в воображении художника. Она ни в коем случае не должна быть копией.

В этом Дега разделял точку зрения Делакруа и Бодлера. А уже потом можно добавить два-три штриха, позаимствованные у природы. От этого, естественно, не будет никакого вреда... Но гораздо ценнее нарисовать то, что видел только своим внутренним взором, в этом процессе участвуют и память, и воображение, - тогда вы изобразите лишь поразившее вас, другими словами, - только самое существенное».

Представляется странным, что Дега, так четко сформулировавший свои
представления об искусстве, тем не менее принимал участие в семи из восьми выставок группы импрессионистов и поддерживал со всеми художниками этого направления самые тесные отношения. И если Эдуард Мане после 1870 г. позволил молодому Клоду Моне уговорить себя работать на пленэре, то Дега отказывался от этого всю свою жизнь, даже когда он писал пейзаж, что бывало очень редко.

Совершенно очевидно, что как художник Дега сформировался под влиянием классицизма. Получив хорошее гуманитарное образование, он в 1854 г. становится учеником Ламотта, который учился в свое время у Энгра, а на следующий год поступает в Школу изящных искусств. Дега много времени проводил в Лувре, учась у великих мастеров прошлого, и дважды посетил
Италию-в 1856 и в 1858 гг.

В этот период художник пишет исключительно портреты и картины на исторические темы, оставаясь верным традициям и полученному образованию. Одна-ко и в этих работах Дега проявляет себя самобытным художником, о чем свидетельствуют смелость композиции его ранних работ, стремление к изломанным линиям и гармонии ритмов, передаваемой пластически.

Дега выполняет множество рисунков; впоследствии художник в разговоре с Полем Валери уточнит, что именно он понимает под рисунком: «Рисунок - это не форма, это то, как ты видишь форму». Он хочет этим сказать, что подлинное классическое искусство не сковывает форму линией, а, скорее, наоборот, благодаря ему форма освобождается, становится живой и естественной.

Цветовая гамма художника в этот период достаточно сдержанна: Дега пользуется очень жидкими, но интенсивными красками, из-за чего его кар¬тины иногда напоминают фрески. Среди лучших работ, выполненных Дега в этот период, следует назвать картину «Семья Беллели» (1858-1867), многочисленные «Автопортреты», портреты родных, в первую очередь «Портрет мадам Морбилли» (1863), а среди исторических полотен - картины «Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание» (1860), «Семирамида закладывает город» (Салон, 1861), «Эпизод средневековой войны» (Салон, 1865).

Этюды художника к двум последним из названных картин, выполненные по большей части графитом, хранятся в кабинете рисунков Лувра. Работы эти отличает редкое изящество композиции. Продуманная и отточенная техника, живость и правдоподобие натуры, изящество плавных линий и тонких штрихов, манера выделения отдельных частей композиции все это делает обе серии рисунков настоящими шедеврами.

В 1865–1866 гг. Дега сближается с Эдуардом Мане и с импрессионистами; начав посещать кафе Гербуа, где собирались импрессионисты, Дега решает стать «классическим художником, который изображает современную жизнь»: он перестает писать исторические полотна, не отходя при этом от своего классицизма. Цветовая гамма его картин становится светлее, хотя художник не отказывается полностью от мрачных тонов; он теперь иначе кладет краску, и поверхности его картин, ранее довольно ровная, становится более пастозной.

На «современность» живописи Дега повлияли главным образом моментальная фотография и японская гравюра, под впечатлением от которых художник начал в эти годы и продолжал это делать на протяжении всего творческого пути использовать смещенные относительно центра композиции, дерзко располагая их на лис¬те бумаги или на холсте.

В качестве примера назовем несколько произведений, в которых художник, стремясь расширить пространство картины, «вынести ее за раму», идет даже на то, чтобы «обрубить» часть тела или голову своих персонажей - пусть воображение зрителя работает вместе с воображением художника, дополняя изображение. Среди работ, созданных художником в этот переходный период,когда он ищет свою индивидуальную манеру (1865-1877), назовем картины «Женщина с хризантемами» (1865), «Мадемуазель Фиокр в балете источник»(1868), «Портрет госпожи Камю» (1870), «Контора по приему хлопка в Новом Орлеане» (1873), "Госпожа Февр, или Репетиция песни" (ок. 1873), «Абсент»(1876), «Кафе «Амбассадер» (1876-1877), «Женщины на террасе кафе» (пастель, 1877), «Певица с перчаткой» (1878).

Следует отметить, что море и пляжи не оставляют Дега как и всех импрессионистов, равнодушным - «Морские ванны» (1876-1877), «У моря» (пастель, 1869), - но он никогда не работает «на природе», и композиция как таковая интересует художника гораздо больше, чем мотив. Начиная примерно с 1874 г. Дега, стремясь как можно полнее выразить то, что он хочет сказать своим искусством, работает над «сериями» - всего их пять, что в силу подобного тематического ограничения обеспечивает художнику по-чти безграничное поле для интерпретации.

Дега полагает, что такой подход позволит ему полностью сконцентрироваться на изображении предмета и доказать, что одна единственная тема таит в себе полный набор возможностей. Таким образом, он еще дальше отходит от импрессионистов, главным образом от Клода Моне, который в своих собственных сериях стремится показать, что каждый предмет даже собор ежечасно изменяется под влиянием освещения.

Для Дега произведение искусства - это плод работы разума, который корректирует зрительные впечатления; другими словами, следует переосмысливать внешнее и непостоянное, чтобы, отстоявшись, оно выкристаллизовалось в узнаваемые формы, которые только тогда и станут правдивыми.

И все же, хотя произведения Дега и порождены определенной эпохой, творчество его принадлежит одновременно дню вчерашнему, сегодняшнему и будущему. Серии художника превращаются в нескончаемую череду постоянно меняющихся форм, изображая которые Дега использует самые разнообразные возможности, чтобы передать ритм, изломы линий, впечатления не такими, какими он их видит в данный момент, а такими, какими он запомнит их и представит себе впоследствии.

Пользуясь маслом, пастелью или карандашом, художник исследует реальную жизнь, но, подмечая ее характерные особенности в определенное мгновение, подменяет их изображением самого главного. Каждое существо уникально и одновременно многогранно; художник стремится передать неповторимость своих персонажей, показывая их с разных сторон.

Кроме нескольких портретов, картин, где изображены проститутки, сцен в театре или кафе, Дега написал пять серий: «Скачки», «Гладильщицы» или «Прачки», «Модистки» и две самые известные серии - «Танцовщицы» и «Женщины за туалетом».

Сам по себе выбор темы для серии «Скачки» свидетельствует о верности художника классическим традициям: жокей верхом на лошади вызывает ассоциации с античными образами всадников, например со скульптурами фриза Пантеона. Человек, слившийся с лошадью, уже своим обликом напоминает скульптуру, а значит, акцент п.и его изображении делается на форму Мягкие движения, определенный ритм, фигура всадника, словно существующая сама по себе и напоминающая манекен, тело лошади все открывает перед художником богатые возможности «деформирования» моделей с целью придания им максимально достоверной формы.

Назовем среди этих работ: «Скачки джентльменов: перед стартом» (1862), «Скаковые лошади перед трибунами» (1869-1872), «Скаковые лошади в Лоншане» (1873-1875), «Тренировка» (пастель, 1894). Именно пастели художника с их тонким колоритом ярче всего выявляют связь между Дега и импрессионистами.
Серия «Гладильщицы», называемая также «Прачки», позволяет Дега окунуться в современную жизнь при этом ни на минуту не забывая о своем пристрастии к классическим традициям.

Самыми характерными работами этой серии являются картины «Гладильщицы, стоящие против света» (1874), «Прачки, несущие белье» (1876-1878), «Гладильщицы» (1884). В серию «Модистки» вошло меньше всего работ, однако и в них художник пользуется любой возможностью, что¬бы создавать самые необычные композиции, поражая публику неуемной фантазией. Изображая множество вычурных и бесформенных шляп и ток, Дега воссоздает их подлинный вид, то, что Поль Валери применительно к творчеству этого художника называл «бесформенной формой».

Большая часть работ, составивших серию «Модистки», исполнена маслом или пастелью в 1882-1885 гг. и находится либо в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, либо в Институте искусств в Чикаго, а также в частных собраниях американских коллекционеров. Своей славой Дега в значительной мере обязан серии «Танцовщицы», серии значительной и разнообразной, в которой художник снова утверждает себя как приверженец классической традиции.

Приблизительно в то время, когда Тулуз-Лотрек вдохновлялся парижским канканом, а Ренуар писал свой «Бал в Мулен де ла Галетт», Дега выбирает в качестве темы мир танцовщиц парижского театра Оперы. Этот выбор художника, выбор классического балета, еще раз подтверждает пристрастие Дега к ритму и гармонии.

Он стремится выразить сиюминутное и постоянное, по сути, растягивает мгновение, превращая его в нечто застывшее. Изображение на холсте танца как никакая другая тема дает художнику возможность разлагать на составляющие каждое движение, каждое па балерины или кордебалета, воссоздавая танец во всей его полноте и выразительности.

Изображая немыслимые, причудливые позы танцовщиц, Дега самым точным образом отражает реальность, равновесие, возникшее из неустойчивости, - другими словами, саму ожившую красоту. Постепенно цвет начинает играть в его творчестве ту же роль, что и рисунок. Дега пользуется почти исключительно техникой пастели, которая позволяет ему - зрение художника постепенно слабеет, и в конце жизни он почти ослеп - посредством удлиненных линий и широкой штриховки изображать как сами предметы, так и их отражения.

Однако для Дега использование цвета при передаче тени не является уступкой импрессионизму Выбор его странных, но всегда таких насыщенных красок обусловлен в первую очередь тем, что изображает художник. Что же касается цветных теней, то это не те тени, которые можно увидеть, работая на пленэре, а искусственные отблески, возникающие у рампы. Мощный свет театральных прожекторов обесцвечивает все краски и оттенки, придавая им то единообразие, которым будет очарован Боннар.

Самыми значительными работами (картинами и пастелями) этой серии считаются: «Фойе танца в Опере на улице Лепелетье» (1872), «Репетиция балета на сцене» (1874), «Конец арабески» (пастель, 1877), «Раскланивающаяся танцовщица с букетом цветов» (пастель, 1878) и «Танцовщицы у перекладины» (1876-1877). Пастелью выполнены почти все балерины в цветных - голубых, зеленых, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых, розовых - пачках на картинах, разбросанных по крупным музеям мира и частным коллекциям.

И наконец, последняя серия Дега «Женщины за туалетом». Глядя на разнообразные и удивительно точно схваченное позы, в которых художник изображает свои модели,можно заподозрить его в женоненавистничестве. Я не разделяю эту точку зрения; более того, я склонен думать, что художник, напротив, очень любил и прекрасно понимал женщин: за внешней неловкостью его героинь кроются исполненные достоинства тонкость и изящество - другими словами, Дега изобразил женщину во всем ее величии.

В этой серии художник заставляет свои модели с естественной непринужденностью принимать как самые причудливые, так и самые простые позы. Он изображает женщину в интимные моменты, изображает стыдливой и бесстыдной, сдержанной и чувственной. Дега предлагает нам целую феерию поз, жестов, мимики, чувств, мыслей, ощущений то есть жизнь во всей ее полноте. Создаваемый им мир женщины удивительно достоверен и вместе с тем таинственен – перед нами вечная Ева.

Среди работ этой серии особо отметим: «Причесывающиеся женщины» (1876), «Туалет» (1885), «Женщина, моющаяся в тазу» (1886), «После купания: женщина, вытирающая ноги» (1886), «Женщина, делающая прическу» (1887-1890), «После купания: женщина, вытирающая шею» (1898) и «Прическа» (1892–1895).

Помимо пастели, живописи маслом и рисунка Дега занимался также гравюрой, преимущественно монотипией, а также скульптурой, лепя из воска не-большие фигурки обнаженных женщин, балерин и лошадей. В своей статье «Дега, танец, рисунок» Поль Валери дал емкую характеристику этому гению:«.. .страстное стремление определить единой линией всю фигуру человека, встреченного на улице, в Опере, у модистки или в другом месте; человек этот схвачен художником обязательно в движении, причем в самой необычной, выразительной позе.

Дега смело сочетает мгновенное впечатление и кропотливую работу в мастерской, когда он дотошно анализирует это впечатление, делая сиюминутное предметом постоянного размышления.


Дальше: ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич

Новости

Мощное событие в мире искусств...
Art Holster
25.08.2017
24 августа В Москве откроется Государственная Картинная Галерея имени народного художника Василия Нестеренко, это великое событие в культурной жизни столицы будет украшено рядом картин мастера. Эхо...
Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....

Отзывы

Art Holster
22 сентября 2017

Евгений

Все понравилось, спасибо!

Посмотреть все отзывы