все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Тулуз Лотрек художник импрессионист уже в 17 лет стал знаменит.

Тулуз Лотрек был одним из тех, кто понял: чтобы быть достоверным и убедительным, портрет не должен походить на фотографию человека, застывшего в привычной позе перед объективом, когда характер совершенно не виден, портрет должен быть проникновением в нравственную сущность человека. Нужно застать человека врасплох только тогда будет видно, каков он на самом деле, что скрывается под его внешностью. Для этого были необходимы острый глаз и отточенное мастерство; надо было «пропитаться», если можно так выразиться, этим человеком и его средой.

Поэтому Тулуз Лотрек делал множество набросков и предварительных рисунков. Певица Иветт Гильбер, сначала отнесшаяся к художнику настороженно, быстро поняла, что художник стремится показать, сколь огромен ее талант. На ум приходит одно сравнение. Современник Тулуз Лотрека, известный карикатурист Сем, сделал несколько десятков набросков с принца Уэльского, будущего короля Эдуарда VII, в то время часто бывавшего в Париже, и опубликовал в конце концов рисунок круг и сигару. На рисунке не было больше ничего – ни волос, ни глаз, ни ушей, ни носа, ни черта ничего!

Но каждый парижанин безошибочно узнал принца Уэльского! Стремление к обобщению, умение концентрироваться на сущностном, опускать второстепенные детали, которые казались художнику малоинтересными, скрупулезное выделение характерных мелочей позволяли Тулуз Лотреку с наибольшей полнотой выражать себя, оставаясь в то же время удивительно достоверным.

В качестве примера давайте посмотрим на две фигуры, изображенные на втором плане в левой части одного из панно, выполненных художником для ярмарочного балаганчика Ла Гулю, на панно под названием «Танцуют Ла Гулю и Валентин Дезоссе».

На женщине, о которой идет речь, огромная нелепая шляпа, а шея обернута боа из перьев; в ее спутнике нет ничего особенно выдающегося, кроме того, что он хочет выглядеть более элегантным, чем принц Уэльский, который ввел в моду носить в петлице василек, и потому у него в петлице «красуется» целый букет васильков. Так, одной деталью художник обозначает персонаж и утрирует смешное в его облике.

И это главная особенность искусства Тулуз Лотрека сказать как можно больше, будучи предельно лаконичным в выразительных средствах. Этот независимый человек не принадлежал ни к одной художественной школе своего времени, взяв, однако, у каждой из них то, что могло быть использовано его самобытным талантом.

Так, от импрессионизма у него пристрастие к светлым тонам и техника мелких, контрастных мазков; от символизма техника клуазонизма, манера класть на полотно крупные цветовые пятна.

И конечно, как все художники того времени, Тулуз Лотрек испытал значительное влияние японского искусства с его стремлением к упрощению рисунка и непривычной композиции. Анри де Тулуз Лотрек, сын графа Альфонса де Тулуз Лотрек Мофра и Адели Тапье де Селейран, родился в Альби и был прямым потомком графов Тулузских.

Будучи от рождения довольно слабым ребенком, он в детстве в результате несчастных случаев в 1878 ив 1879 гг. дважды ломал шейку бедра, что нанесло непоправимый ущерб его физическому развитию: Тулуз Лотрек навсегда остался очень маленького роста.

Уже в это время он начал рисовать, а потом и писать красками под влиянием художника анималиста Пренсто лошадиные упряжки («Граф де Тулуз Лотрек правит своей каретой в Ницце», 1881), пейзажи и портреты («Священнослужитель», 1881;«Графиня де Тулуз Лотрек за завтраком», 1883). В 1882 г. Тулуз Лотрек решает посвятить себя живописи и переезжает в Париж.

Сначала он посещал мастерскую Бонна, затем мастерскую Кормона, где познакомился с Ван Гогом, искусство которого покорило его. В равной степени восхищался Тул.з Лотрек работами Дега и Ренуара В 1885 г. художник начал бывать в «Мирлитоне», кабаре, принадлежавшем Аристиду Брюану; он выполнил афиши для самых известных песен Брюана: «В Батиньоле», «Бельвиль», «На СенЛазаре». Одна из самых известных афиш Тулуз Лотрека называется «Аристид Брюан в «Амбассадере» (1892). В это время и не без влияния Брюана Тулуз Лотрек выполняет ряд работ, в которых ощущается резкая социальная критика современного общества: «Луженая глотка, или Пьяница» (1888 - 1889), «Альфред ла Гинь» (1894).

В эти же годы Тулуз Лотрек пишет довольно много портретов: «Мадемуазель Дио за пианино» (1890), «Августа» (1890). При этом нередко он изображает своих героев под открытым небом, в садиках Монмартра, что было несвойственно художнику: «Женщина в перчатках. Портрет Онорины П.» (ок. 18901891), «Женщина в"саду папаши Форре» (1891). Однако это не была настоящая работа на пленэре речь шла, скорее, о фоне, своего рода театральной декорации, поскольку все внимание художника сосредоточено на об:азе человека. Тулуз Лотрек говорил «Существует только фигура человека; пейзаж является лишь фоном и ничем иным быть не должен. Художник, который пишет только пейзажи, не тонкий человек; пейзаж всегда должен служить единственной цели – помогать наиболее полному раскрытию образа».

Постепенно Тулуз Лотрек все больше и больше становится художником «бельэпок». Главные темы его творчества этого периода неестественно оживленная ночная жизнь, мир цирка, баров, кабаре, мюзик холлов в первую очередь «Мулен Ружа», мир французского канкана, театра, публичных домов и звезды этого мира: Джейн Авриль, Ла Гулю, Валентин Дезоссе, Марсель Лендер, клоунесса Ша Ю Као, мисс Мэй Белфорт, Иветт Гильбер» (1894) эту певицу художник много раз изображал на своих рисунках, литографиях, картинах.

В 1895 г. ТулузЛотрек пишет два больших панно для балаганчика Ла Гулю: «Танцуют Ла Гулю и Валентин Дезоссе» и «Танцует Ла Гулю»; на последнем справа изображены пианист и фотограф Поль Сеско, а на первом плане Морис Гибер, кузен художника доктор Тапье де Селейран, Оскар Уайльд, Джейн Авриль, Феликс Фенеон в профиль и сам художник (спиной к зрителям). Назовем также работы «Доктор Тапье де Селейран» (1894), «Оскар Уайльд» (1895), «Марсель Лендер, танцующая болеро» (18951896), «Сидящая клоунесса ШаЮКао» (цветная литография, 1896), «В баре Ахилла: танцующий Шоколад» (рисунок, 1896 г.), «За туалетом (Мадам Пупуль)» (1898).

Начиная с 1892 г. в творчестве ТулузЛотрека появляется тема парижских проституток, которых он пишет все чаще и чаще. «Модель всегда захватывает, говорил художник, они должны быть живыми». В 1894 г. Тулуз Лотрек даже поселяется в одном из публичных домов на улице Мулен. В это время он выполняет этюды для серии литографий «Они», которые опубликовал в 1896 г.: «Женщина, надевающая чулок» или «Женщина из публичного дома» (ок. 1894), а также итоговую для художественных исканий тех лет композицию «Публичный дом на улице Мулен» (1894).

Однако здоровье художника быстро ухудшается, сказывается и разрушающее воздействие на его слабый организм алкоголя. В начале 1899 г., когда душевное здоровье Тулуз Лотрека оказывается под угрозой, он проводит некоторое время в лечебнице, где задумывает сер ию литографий под общим названием «Цирк». Из лечебницы художник выходит в мае, после чего он живет попеременно то в Париже, то в Бордо. В это время Тулуз Лотрек еще пишет портреты; одним из самых удачных является «Англичанка из бара «Стар» в Гавре» (1899). Последнее произведение художника (картина «Экзамен на медицинском факультете в Париже», 1901) осталось незавершенным; однако работа эта чрезвычайно выразительна и предвосхищает творчество Жоржа Руо.

ТулузЛотрек умер 9 сентября 1901 г. в возрасте тридцати семи лет в замке Мальроме в Жиронде. Все картины и этюды, оставшиеся в его мастерской, мать художника передала городу Альби с условием, что в помещении епископского дворца Берби будет создан музей произведений Тулуз Лотрека. Критик Роже Маркс очень тонко определил, в чем состояла оригинальность этого необыкновенного таланта, написав в связи с выставкой работ Тулуз Лотрека в галерее Буссо и Валадона, состоявшейся еще при жизни художника, в 1893 г.: «Давно не было художника, одаренного столь богато, как господин Тулуз Лотрек.

Художника, выразительные средства которого настолько бы соответствовали его аналитическому уму. Он не принадлежит ни к одной школе, ни к одной группе и совершенно свободен от каких либо влияний, что и позволяет ему оставаться самим собой». Тулуз Лотрек не был ни карикатуристом – работы его несравненно выше этого уровня, ни сатириком.

Его нелицеприятное, искреннее до жестокости искусство не просто правдиво, оно отражает скрытую от взгляда истину и может порой задеть, но мы сразу чувствуем, что перед нами творения человека ранимого и затравленного, который не восставал против своей несправедливой судьбы, а стремился .раскрыть тайны человеческой души.

27.03.2010


Новости

Мощное событие в мире искусств...
Art Holster
25.08.2017
24 августа В Москве откроется Государственная Картинная Галерея имени народного художника Василия Нестеренко, это великое событие в культурной жизни столицы будет украшено рядом картин мастера. Эхо...
Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....