все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Тулуз Лотрек художник импрессионист уже в 17 лет стал знаменит.

Тулуз Лотрек был одним из тех, кто понял: чтобы быть достоверным и убедительным, портрет не должен походить на фотографию человека, застывшего в привычной позе перед объективом, когда характер совершенно не виден, портрет должен быть проникновением в нравственную сущность человека. Нужно застать человека врасплох только тогда будет видно, каков он на самом деле, что скрывается под его внешностью. Для этого были необходимы острый глаз и отточенное мастерство; надо было «пропитаться», если можно так выразиться, этим человеком и его средой.

Поэтому Тулуз Лотрек делал множество набросков и предварительных рисунков. Певица Иветт Гильбер, сначала отнесшаяся к художнику настороженно, быстро поняла, что художник стремится показать, сколь огромен ее талант. На ум приходит одно сравнение. Современник Тулуз Лотрека, известный карикатурист Сем, сделал несколько десятков набросков с принца Уэльского, будущего короля Эдуарда VII, в то время часто бывавшего в Париже, и опубликовал в конце концов рисунок круг и сигару. На рисунке не было больше ничего – ни волос, ни глаз, ни ушей, ни носа, ни черта ничего!

Но каждый парижанин безошибочно узнал принца Уэльского! Стремление к обобщению, умение концентрироваться на сущностном, опускать второстепенные детали, которые казались художнику малоинтересными, скрупулезное выделение характерных мелочей позволяли Тулуз Лотреку с наибольшей полнотой выражать себя, оставаясь в то же время удивительно достоверным.

В качестве примера давайте посмотрим на две фигуры, изображенные на втором плане в левой части одного из панно, выполненных художником для ярмарочного балаганчика Ла Гулю, на панно под названием «Танцуют Ла Гулю и Валентин Дезоссе».

На женщине, о которой идет речь, огромная нелепая шляпа, а шея обернута боа из перьев; в ее спутнике нет ничего особенно выдающегося, кроме того, что он хочет выглядеть более элегантным, чем принц Уэльский, который ввел в моду носить в петлице василек, и потому у него в петлице «красуется» целый букет васильков. Так, одной деталью художник обозначает персонаж и утрирует смешное в его облике.

И это главная особенность искусства Тулуз Лотрека сказать как можно больше, будучи предельно лаконичным в выразительных средствах. Этот независимый человек не принадлежал ни к одной художественной школе своего времени, взяв, однако, у каждой из них то, что могло быть использовано его самобытным талантом.

Так, от импрессионизма у него пристрастие к светлым тонам и техника мелких, контрастных мазков; от символизма техника клуазонизма, манера класть на полотно крупные цветовые пятна.

И конечно, как все художники того времени, Тулуз Лотрек испытал значительное влияние японского искусства с его стремлением к упрощению рисунка и непривычной композиции. Анри де Тулуз Лотрек, сын графа Альфонса де Тулуз Лотрек Мофра и Адели Тапье де Селейран, родился в Альби и был прямым потомком графов Тулузских.

Будучи от рождения довольно слабым ребенком, он в детстве в результате несчастных случаев в 1878 ив 1879 гг. дважды ломал шейку бедра, что нанесло непоправимый ущерб его физическому развитию: Тулуз Лотрек навсегда остался очень маленького роста.

Уже в это время он начал рисовать, а потом и писать красками под влиянием художника анималиста Пренсто лошадиные упряжки («Граф де Тулуз Лотрек правит своей каретой в Ницце», 1881), пейзажи и портреты («Священнослужитель», 1881;«Графиня де Тулуз Лотрек за завтраком», 1883). В 1882 г. Тулуз Лотрек решает посвятить себя живописи и переезжает в Париж.

Сначала он посещал мастерскую Бонна, затем мастерскую Кормона, где познакомился с Ван Гогом, искусство которого покорило его. В равной степени восхищался Тул.з Лотрек работами Дега и Ренуара В 1885 г. художник начал бывать в «Мирлитоне», кабаре, принадлежавшем Аристиду Брюану; он выполнил афиши для самых известных песен Брюана: «В Батиньоле», «Бельвиль», «На СенЛазаре». Одна из самых известных афиш Тулуз Лотрека называется «Аристид Брюан в «Амбассадере» (1892). В это время и не без влияния Брюана Тулуз Лотрек выполняет ряд работ, в которых ощущается резкая социальная критика современного общества: «Луженая глотка, или Пьяница» (1888 - 1889), «Альфред ла Гинь» (1894).

В эти же годы Тулуз Лотрек пишет довольно много портретов: «Мадемуазель Дио за пианино» (1890), «Августа» (1890). При этом нередко он изображает своих героев под открытым небом, в садиках Монмартра, что было несвойственно художнику: «Женщина в перчатках. Портрет Онорины П.» (ок. 18901891), «Женщина в"саду папаши Форре» (1891). Однако это не была настоящая работа на пленэре речь шла, скорее, о фоне, своего рода театральной декорации, поскольку все внимание художника сосредоточено на об:азе человека. Тулуз Лотрек говорил «Существует только фигура человека; пейзаж является лишь фоном и ничем иным быть не должен. Художник, который пишет только пейзажи, не тонкий человек; пейзаж всегда должен служить единственной цели – помогать наиболее полному раскрытию образа».

Постепенно Тулуз Лотрек все больше и больше становится художником «бельэпок». Главные темы его творчества этого периода неестественно оживленная ночная жизнь, мир цирка, баров, кабаре, мюзик холлов в первую очередь «Мулен Ружа», мир французского канкана, театра, публичных домов и звезды этого мира: Джейн Авриль, Ла Гулю, Валентин Дезоссе, Марсель Лендер, клоунесса Ша Ю Као, мисс Мэй Белфорт, Иветт Гильбер» (1894) эту певицу художник много раз изображал на своих рисунках, литографиях, картинах.

В 1895 г. ТулузЛотрек пишет два больших панно для балаганчика Ла Гулю: «Танцуют Ла Гулю и Валентин Дезоссе» и «Танцует Ла Гулю»; на последнем справа изображены пианист и фотограф Поль Сеско, а на первом плане Морис Гибер, кузен художника доктор Тапье де Селейран, Оскар Уайльд, Джейн Авриль, Феликс Фенеон в профиль и сам художник (спиной к зрителям). Назовем также работы «Доктор Тапье де Селейран» (1894), «Оскар Уайльд» (1895), «Марсель Лендер, танцующая болеро» (18951896), «Сидящая клоунесса ШаЮКао» (цветная литография, 1896), «В баре Ахилла: танцующий Шоколад» (рисунок, 1896 г.), «За туалетом (Мадам Пупуль)» (1898).

Начиная с 1892 г. в творчестве ТулузЛотрека появляется тема парижских проституток, которых он пишет все чаще и чаще. «Модель всегда захватывает, говорил художник, они должны быть живыми». В 1894 г. Тулуз Лотрек даже поселяется в одном из публичных домов на улице Мулен. В это время он выполняет этюды для серии литографий «Они», которые опубликовал в 1896 г.: «Женщина, надевающая чулок» или «Женщина из публичного дома» (ок. 1894), а также итоговую для художественных исканий тех лет композицию «Публичный дом на улице Мулен» (1894).

Однако здоровье художника быстро ухудшается, сказывается и разрушающее воздействие на его слабый организм алкоголя. В начале 1899 г., когда душевное здоровье Тулуз Лотрека оказывается под угрозой, он проводит некоторое время в лечебнице, где задумывает сер ию литографий под общим названием «Цирк». Из лечебницы художник выходит в мае, после чего он живет попеременно то в Париже, то в Бордо. В это время Тулуз Лотрек еще пишет портреты; одним из самых удачных является «Англичанка из бара «Стар» в Гавре» (1899). Последнее произведение художника (картина «Экзамен на медицинском факультете в Париже», 1901) осталось незавершенным; однако работа эта чрезвычайно выразительна и предвосхищает творчество Жоржа Руо.

ТулузЛотрек умер 9 сентября 1901 г. в возрасте тридцати семи лет в замке Мальроме в Жиронде. Все картины и этюды, оставшиеся в его мастерской, мать художника передала городу Альби с условием, что в помещении епископского дворца Берби будет создан музей произведений Тулуз Лотрека. Критик Роже Маркс очень тонко определил, в чем состояла оригинальность этого необыкновенного таланта, написав в связи с выставкой работ Тулуз Лотрека в галерее Буссо и Валадона, состоявшейся еще при жизни художника, в 1893 г.: «Давно не было художника, одаренного столь богато, как господин Тулуз Лотрек.

Художника, выразительные средства которого настолько бы соответствовали его аналитическому уму. Он не принадлежит ни к одной школе, ни к одной группе и совершенно свободен от каких либо влияний, что и позволяет ему оставаться самим собой». Тулуз Лотрек не был ни карикатуристом – работы его несравненно выше этого уровня, ни сатириком.

Его нелицеприятное, искреннее до жестокости искусство не просто правдиво, оно отражает скрытую от взгляда истину и может порой задеть, но мы сразу чувствуем, что перед нами творения человека ранимого и затравленного, который не восставал против своей несправедливой судьбы, а стремился .раскрыть тайны человеческой души.

27.03.2010


Новости

Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...
Случайно обнаруженная ранее не...
Art Holster
13.05.2017
Утерянная работа «Портрет маленькой девочки», создателем ее с очень большой вероятностью называют выдающегося испанского художника Диего Веласкеса....

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....