все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Из истории создания музеев

Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: ученые и педагоги получали в нем жалование.

Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам.

Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения еще в ту пору были доступны самой широкой публике. Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей.

Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезенные хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих ее произведений не уступала мно¬гим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства — ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов — были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального со¬бора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет.

Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Однако наиболее крупным заказчиком произведений искусства по-прежнему остается церковь. Она активно привлекает художников к украшению храмов. Можно без преувеличения сказать, что церкви и соборы, в художественном оформлении которых изначально была заложена идея синтеза искусств — архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства — были прообразом современных музеев.

Нельзя не отметить и тот факт, что все их великолепие было доступно взорам прихожан, которые таким образом имели возможность приобщиться к прекрасному. Многие европейские храмы, а также русские право¬славные церкви, являясь по сути культовыми сооружениями, сегодня имеют статус музеев: наряду со службами в них проводятся туристические экскурсии.

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа — галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени.

Стремясь сосредоточить в них все богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель — удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в Х\/1-Х\Л1 веках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев — представителей знати и богатых буржуа.

Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив ее в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

В России, как и в средневековой Европе, хранилищами произведений искусства были ризницы церквей, соборов и монастырей: одним из самых интересных собраний такого рода является Троице-Сергиева лавра. В XVI веке
начали закладываться основы коллекции Оружейной палаты в Москве — уникальной сокровищницы российского прикладного искусства.

В начале XVIII века Петр I положил начало организации музеев, созданных по европейскому образцу, в которых коллекция художественных произведений не отделялась от предметов естественно-научного характера: блестящим примером такого музея является Кунсткамера в Петербурге. Широкое распространение получило частное коллекционирование: крупные собрания картин и статуй создавались в XVIII веке во дворцах и загородных резиденциях царей и именитой дворянской знати.

В XIX веке наряду с частным коллекциями, полностью или частично открытыми для публики, стали создаваться общедоступные художественные музеи: Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, отделение изящных искусств при Румянцевском музее и Третьяковская галерея в Москве.

В 1912 году в Москве открылся музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1917 году, после Октябрьской революции, собрания художественных музеев значительно пополнились за счет национализации частных собраний и экспедиционно-собирательской деятельности. Вместе с тем, создавались новые художественные музеи, как в столице, так и в крупных регионах. Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания.

Основные задачи научной деятельности музеев — изучение и систематизация коллекции — находят отражение в публикации полных ката¬логов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экску рсий, лекций, лекториев.

25.02.2010


Новости

Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...
Случайно обнаруженная ранее не...
Art Holster
13.05.2017
Утерянная работа «Портрет маленькой девочки», создателем ее с очень большой вероятностью называют выдающегося испанского художника Диего Веласкеса....

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....