все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

ГОГЕН Поль (1848, Париж - 1903, Маркизские острова) Импрессионист

Гоген начал заниматься живописью достаточно поздно. Сначала он служил во флоте, куда поступил в 1865 г. и где оставался вплоть до 1871 г.; затем он работал на бирже. Именно в это время Гоген заинтересовался живописью импрессионистов и начал собирать работы молодых художников.

Только в 1876 г. он выставляет свою картину в Салоне,а с 1880 по 1886 г. принимает участие в четырех последних выставках группы импрессионистов.

В эти годы в творчестве Гогена заметно влияние Клода Моне, Сислея, Писсарро («Сена у Йенского моста», 1875; «Въезд в деревню», 1884). Однако Гоген мечтает о возвращении к примитивному искусству. В 1886 г., с июня по ноябрь, он живет в Понт-Авене, в Бретани,где открывает для себя архаичнее устои быта и традиции, а также древние гранитные распятия; в Бретани он знакомится с Эмилем Бернаром

Второй раз Гоген приезжает в Бретань в 1888 г. после короткого путешествия на Мартинику и снова встречает здесь Бернара, с которым работает в Сен-Бриаке над картиной «Бретонки на лугу». Некоторое время спустя, в августе, Гоген пишет в Понт-Авене свое знаменитое полотно «Видение после проповеди (Иаков, борющийся с ангелом)», которое станет манифестом новых живописных тенденций.

Оба художника - и Гоген, и Бернар -претендовали на то, чтобы считаться зачинателями новой эстетики, «синтетизма», и новой техники, «клуазонизма», положивших начало. «Синтезиовать, - скажет позже Морис Дени, это совсем не значит упрощать в смысле опускать некоторые детали изображаемого предмета; синтезировать значит упрощать, в смысле делать понятным.

В целом это значит создавать определенную подчиненность всей картины одному единственному ритму одной доминанте, жертвуя остальным, обобщая». Что касается клуазонизма, то его Эмиль Бернар объяснял так: «Дюжарден окрестил этот первый этап поисков «клуазонизмом» потому, что каждая красочная зона была обведена контурными линиями-перегородками, что придавало картине сходство с перегородчатой эмалью.

Действительно, благодаря декоративным цветовым элементам и линиям это больше походило на витраж, чем на живопись».

Этот полный и окончательный разрыв Гогена с импрессионизмом привел его к созданию серии картин, в которых преобладало декоративное начало, а цветовые пятна клались крупными плоскостми, не передававшими деталей, но воссоздававшими общее представление о предмете и напоминавшими театральные декорации («Натюрморт в духе праздника в пансионе Глоанек», «Декоративный пейзаж»).

В октябре 1888 г. Гоген приезжает к Ван Гогу в Арль, где пишет все более новаторские картины: «Пейзаж в Арле», «Аликаны», которые вызывают растерянность у Ван Гога. Горячие споры между двумя художниками приводят к первому приступу безумия у Ван Гога, во время которого он пытается отрезать себе ухо бритвой.

В начале 1889 г. Гоген показывает семнадцать своих полотен в кафе Вольпини на «Выставке картин грушты импрессионистов и синтоистов». После этого художник снова отправляется в Бретань – сначала в Понт-Авен, а затем в деревушку Ле Пульдю, расположенную в устье реки Кемпер. Там, в небольшой гостинице, которую держала Мари Анри по прозвищу Кулка, художник прожил с апреля 1889 г. по ноябрь 1890г.

По мере того как непосредственность видения отступает под натиском теорий, в творчестве художника усиливаются тяга к примитивизму и декоративные тенденции, о чем свидетельствуют картины, написанные им в этот период: «Желтый Христос» (1889), «Прекрасная Анжела» (1889), «Здравствуйте, господин Гоген» 1889 , «Автопортрет с «Желтым Христом» (ок. 1890). Вернувшись в Париж, Гоген пишет «Пробуждение весны» (1890-1891), а в 1890г – «Нирвана (Портрет Мейера де Хаана)», изображая своего друга, голландского художника.

В 1891 г. в мартовском номере «Меркюр де Франс» Жорж Альбер Орье публикует месяцем раньше статью под названием «Символизм в живописи: Поль Гоген».

Решительно игнорируя заслуги Эмиля Бернара, Орье отмечает: «Итак, подытоживая, скажем в заключение, что произведение искусства - как я его вижу должно быть: 1) идейным, поскольку его единственная цель - выражение Идеи; 2) символистским, поскольку оно выражает эту Идею посредством форм; 3) синтетическим, потому что оно создает формы и символы, понятные всем; 4) субъективным, потому что оно воспринимает объект не сам по себе, а как отражение Идеи, запечатленной в предмете; 5) декоративным, поскольку декоративная живопись в собственном смысле этого слова, как ее понимали египтяне, а возможно, греки и первобытные народы, есть не что иное, как проявление одновременно искусства субъективного, синтетического, символистского и идейного».

Однако Гоген, по всей видимости, не встретил в кругу литераторов-символистов настроений, которые отвечали бы его собственным живописным устремлениям, и предпочел обратиться к настоящим, еще сохранившимся в их первозданной чистоте источникам примитивного искусства.

Подобно Малларме и многим другим, художник мечтает уехать - «уехать туда, вниз...». Спасаясь бегством от цивилизации, Гоген 4 апреля 1891 г. отплыл на Таити и прожил там до июля 1893 г.

На Таити художник открыл для себя мир, где, как ему казалось, были ответы на некоторые из терзавших его вопросов: не новое видение природы, а порождаемые ею символы; не народ с экзотичными традициями, а простодушные люди с примитивными и величественными обычаями, поведение которых подчинено строгой системе верований. Поэтому Гоген писал: «Прими-тивное искусство рождается из духа и использует природу.

Так называемое «изысканное искусство» рождается из чувственности и служит природе. При-рода является служанкой первого и госпожой второго. Она унижает дух, позволяя ему обожать себя, - так мы впадаем в отвратительную ошибку натурализма».

Многие картины этого периода свидетельствуют о новом подходе к живописи; благодаря своей смелости они породили определенные тенденции в современной Живописи. Подчеркнутая декоративность, стилизованные формы, переливающиеся чистые краски, положенные крупными пятнами, - разве не это является наиболее характерными особенностями творчества Анри Матисса и
его единомышленников?

Наиболее интересными из созданных в этот период картин Гогена представляются следующие: «Аве Мария», «Отдых: трое таитянских детей за столом», «Таитянские женщины на пляже», «Женщина с плодом манго», «Когда ты выйдешь замуж?», «Рынок» (1892). Особенно сильное впечатление производит последняя из названных картин: все в ней поражает своей непохожестью на импрессионизм - персонажи, в которых многие усматривают сходство с древнеегипетскими барельефами, что достигается благодаря использованию закона фронтальности; положенные крупными цветовыми пятнами сочные краски; яркие, голубые и фиолетовые тени; солнце, напоминающее огромный ковер, и задний план, похожий на театральную декорацию. Эта картина не отражает объективного взгляда на мир, в ней нет ни повествовательности, ни живописности, зато художник добивается исполненной таинственности пластической простоты и гармоничной, благородной композиции.

Назовем еще картины Гогена «Луна и Земля», «Дом маори», «Дух мертвых» (1892). Заболев, Гоген в августе 1893 г. возвращается во Францию; он живет в Париже или в Бретани. В этот приезд художник организует у Дюран-Рюэля выставку своих работ, привезенных из Океании Однако он не перестает тосковать о Таити и в июле 1895 г. возвращается туда. Заболев снова, одинокий и нищий, Го-ген теряет всякую надежду и в 1898 г. пытается покончить с собой. Однако тяготы жизни не только не тормозят работу художника, но, напротив, словно подстегивают Гогена: он рисует, занимается гравюрой, скульптурой, керамикой, пишет книги, создает картины. Среди наиболее известн ых полотен, написанных в эти годы, - «Прекрасные дни», «День Бога», «Никогда», «Белая лошадь», а также огромная композиция под названием «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897), в которой наиболее полно выражено послание Художника, не давшего ответа, а лишь обозначившего мучительные вопросы, жизни, о глубочайшем смысле любви и смерти. «Это сгусток размышлений о жизни человека», – писал Андре Бретон в связи с этой картиной, похожей на гигантский фриз, которая была особенно дорога и самому Гогену.

Он писал: «Я не только думаю, что это полотно значительнее всего созданного мною ранее, но я полагаю, что мне и в будущем не удастся создать ничего лучше и ничего равноценного». Огромное значение для понимания творчества и личности Гогена играет его известная книга «Ноа Ноа», написанная им в соавторстве с Шарлем Морисом зимой 1893/94 г.

Рукопись ее, иллюстрированная множеством рисунков, акварелей, фотографий и гравюр, хранится в Лувре. Она была издана в 1897 г. редакцией журнала «Ревю бланш» и представляет собой размышления Гогена об искусстве, религии, философии, символизме и поэзии. Важным доцентом для понимания творчества художника является и другая его книга «Древний культ маори», написанная до «Ни Ноа». В августе 1901 г. Гоген покидает Таити и обосновывается на Маркизских островах, а точнее, на острове Доминик.

Этот обессиленный невзгодами человек еще полон энтузиазма. «Здесь, - пишет он в ноябре, – все пронизано чистой поэзией, и, чтобы дать почувствовать это, достаточно просто предаться мечтам, не выпуская меть из рук». «Мечтать, чувствовать» - в этих словах ключ к искусству Гогена, который в своих завораживающих, таинственных образах и фантасмагориях сумел сохранить непосредственном взгляд ребенка, будучи в то же время в душе философом и метафизиком.

В этот период Гоген написал картины «Золото их тел» (1901), «Варварские сказания» (1902). Замученный долгами, болезнью притеснениями со стороны местной администрации, 8 мая 1903 г. Гоген умер.

Разделив судьбу своих друзей-импрессионистов, он не добился признания у современников, за исключением небольшой горстки людей. Его живописная манера, которая была не просто реакцией на современное искусство, а означала полный и категорический разрыв с ним, с точки зрения живописной техники и поставленных задач приводила в замешательство.

Даже Сезанн, сам выступавший за новое искусство, отзывался о Гогене сурово: «Различные плоскости - вот чего никогда не понимал Гоген! Я никогда не позволял себе относиться с таким пренебрежением к изображаемому и к переходам тонов. Это бессмысленно! Гоген не был художником - он просто создавал китайский театр теней!

Напротив, в наши дни Гогена считают предтечей не только великих мастеров
современной живописи - главным образом Матисса, - но и стиля Арнуво. Живопись наби и декоративное искусство самым непосредственным образом связаны с Гогеном. Его заслуга в том, что он порвал с искусством, которое было всего лишь живописным отражением определенного видения мира, и, обратись к уходящим корнями в глубокую древность источникам мышления, создал новый стиль, новый, оригинальный и декоративный, что открыло его последователям дорогу к славе.

16.02.2010


Новости

Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...
Случайно обнаруженная ранее не...
Art Holster
13.05.2017
Утерянная работа «Портрет маленькой девочки», создателем ее с очень большой вероятностью называют выдающегося испанского художника Диего Веласкеса....

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....