все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Тело

И это не только потому, что согласно христианскому вероучению Бог создал человека по своему образу и подобию, а Сын Божий прожил земную жизнь, познав человеческие слабости и страдания, и умер как обычный смертный. Существовала освященная веками традиция, ведущая свое начало из Древней Греции и Древнего Рима, где совершенство пропорций человеческого тела рассматривалось как внешнее проявление закона гармонии, касавшегося не только художественных образов, но и образов культуры и цивилизации.

Этот канон красоты повлиял на развитие живописи, особенно в эпоху Возрождения. Человеческое тело, которое Леонардо да Винчи вписал в круг, исходя из пропорций, предложенных Витрувием, — рост человека равен поперечной длине его фигуры с вытянутыми в стороны руками, — не просто выражает идею упорядоченности, симметричности и пропорциональности.

Закон гармонии распространяется и на сферу морали. Поскольку божественное есть не что иное, как человеческие качества, доведенные до идеала, искусство стремится передать его с помощью совершенства формы чело
человеческого тела.

Тем самым устанавливается связь между макрокосмосом — Богом и микрокосмосом — человеком. Знаменитое изречение Протагора «Человек есть мера всех вещей» может быть применено и к живописи: тело задает размер, форму, цвет, свет.

Тот факт, что сам Леонардо, изображая человека, для придания большей выразительности в определенной мере отступал от соблюдения пропорций, свидетельствует, что в качестве принципа построения канон не препятствует импровизации, а является лишь базовой основой художественного творчества. Наиболее характернейшая черта европейского искусства — передача формы такой, какой она существует в при¬роде. Картины «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега, «Большая одалиска» Энгра, «Маха обнаженная» Гойи, «Спящая обнаженная» Модильяни не могут рассматриваться как прославление красоты женского тела.

Здесь идеализация проявляется в изображении художником не того, что он видит, а того, что, по его мнению, надлежит видеть. Ирландский художник Фрэнсис Бэкон применительно к своим работам говорил о «зонах чувства и эмоции». Речь, разумеется, идет о зрительном восприятии, а также о том, что делает эти образы зримыми. Надо видеть не просто раскинувшиеся тела обнаженных женщин — надо воспринимать освещение и цвет, материю, формы.
Вид человеческой наготы может окорблять, провоцировать.

Но ни одна из названных выше картин не передает зрителю ощущения материальной телесности; свет и воздух компонуют материю в женский образ, создавая иллюзию, видимость реальности. К подобному «обману» прибегают Энгр, придумывая позу своей одалиски и преднамеренно удлиняя линию ее спины, и Гойя, нарисовавший обнаженную маху так, словно она — восковая фигура.

С утрированной напыщенностью представлена «Женщина с попугаем Курбе, которую можно воспринять только как шутливое «одомашнивание» мифологического сюжета о Леде и лебеде. О каком правдоподобии может идти речь, когда перед нами предстают «Купальщицы» Сезанна или «Авиньонские девицы» Пикассо.

Обнаженные женские фигуры у Сезанна как бы часть единого целого с утесами, валунами и стволами деревьев, и не потому, что они смешиваются с ними; нагие тела, хоть и похожи на женские, изображены так же, как камни и деревья, нет даже попытки передать их фактуру. Внешнее впечатление от картины — это нагромождение объемов. Пикассо, изображая обитательниц публичного дома, идет еще дальше. Сама суть композиции унаследована им от Сезанна.

Его полотно напоминает натюрморт, где фоном служит измятая скатерть. Казалось бы, тела должны быть похожи на фрукты. Но не тут-то было. Фигуры похожи на деревянных или глиняных идолов из фантасмагории, где любовь и смерть едины, а поиск наслаждения сопровождается страхом подцепить дурную болезнь.

Такое двойственное впечатление вызывают эти женские образы, столь непонятными кажутся эти предлагаемые для утех тела, столь поражает эта сухая материальность, что американский искусствовед Лео Стейнберг высказал предположение, что картина изображает «философский бордель», напоминая о тщетности всякого устремления и неумолимой быстротечности времени.

Живопись человеческого тела, особенно обнаженного, претерпевала изменения по ходу истории: менялись представления о красоте, иными становились вкусы, диктовались условия, допускающие лишь определенные виды обнажения и в оговоренных обстоятельствах.

Веласкес рисует обнаженную женщину со спины, исходя из культурных и религиозных установок своего времени, когда женская красота манила своей запретностью. Гойя изображает восковую фигуру. Курбе шокирует современников буйством плоти своей «Женщины с попугаем». Пикассо, напротив, показывает публичный дом, населенный странными созданиями, предлагающими поучаствовать в мрачной и опасной забаве, именуемой игрой в любовь.

Живопись умела приспособиться к разным историческим условиям, не поступаясь своей внутренней устремленностью. Иначе как понять великое множество изображений святых мучеников, среди которых излюбленным персонажем был святой Себастьян, не говоря уж о распятом Христе.

Сцены мученичества становятся для художника превосходной возможностью показать пластическое содержание и колористическое богатство тела в драматическом эпизоде. Это ставило новые задачи, поскольку такой выразительности фигуры, выражения эмоций нельзя ожидать от человека, пребывающего в состоянии покоя.

Так возникли Христос Делакруа, который возвышается как фигура на носу корабля в бушующем море, и святой Себастьян Риберы, похожий на раскаленное железо среди тьмы. Или агонизирующие тела на «Плоту «Медузы» Жерико.

Но наиболее всего поражает лицо святого Варфоломея Хусепе де Риберы, на котором в ожидании мученической кончины нет и тени страха. Его бессильно поникшее тело напоминает фигуру жертвы разбойников в картине Поллайоло «Милосердный самаритянин», но исхудалое, обожженное солнцем лицо выражает внутреннюю силу и готовность пострадать за веру.

Религиозный сюжет представлен так, что мы ощущаем себя современниками происходящего; картина заставляет нас вспомнить о том, кто мы есть, хотя мы о том постоянно забываем. Живопись тем и великолепна, что заставляет нас это почувствовать.

Но мы существенно преуменьшим историческое значение живописи, если ограничимся тем, что лежит на поверхности, притягивая то веселье, то пристальные взоры одного поколения за другим. Могущество искусства в немалой степени заключается в наслоении друг на друга множества пластов, которые нашему взгляду предстоит различать, проходя один за другим. Рассматривать картину — все равно что читать книгу страница за страницей.

Только в картине страниц не перелистнуть, и с каждым разом взгляд должен проникать все дальше, все глубже. Искусствовед Ричард Вулхейм убежден, что для глубокого и вдумчивого восприятия всего произведения в целом требуется продолжительное время. И лишь тогда многое в работах великих мастеров прошлого станет понятным: почему они рисовали портреты или обнаженную натуру, почему именно так, а не иначе.

При изображении человека всегда было важно передать сходство с оригиналом. До изобретения фотографии живопись была идеальным средством точного воспроизведения натуры. Веласкес выполнил много портретов инфанты доньи Маргариты, потому что их посылали ко двору, где ей предстояло царствовать; именно поэтому сегодня в Вене можно видеть много портретов испанской принцессы.

А при написании портрета кор олевского шута дона Диего цель Веласкеса была совсем иной. И Пикассо исходил из совсем иных задач, когда взялся за портрет своей приятельницы Гертруды Стайн. Что уж говорить об автопортретах, к которым питал особое пристрастие Рембрандт, хотя лет за сто до него художники и не помышляли ни о чем подобном.

Живопись в самой сложной форме удовлетворяет простейшую потребность — делает видимой, позволяет глубже понять реальность. Задача стала казаться нам слишком уж прозаичной, и мы принялись искать смысл предмета изображения вне видимости.

Таким образом, мы «разучились» видеть. Славная эпоха живописи тела и лица, продолжавшаяся с XVI века до постимпрессионизма, то есть до 1900 года, оставила нам множество великолепных по своей выразительности и художественным достоинствам произведений.

12.02.2010


Новости

Чем Май порадует нас на самых ...
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...
Случайно обнаруженная ранее не...
13.05.2017
Утерянная работа «Портрет маленькой девочки», создателем ее с очень большой вероятностью называют выдающегося испанского художника Диего Веласкеса....

Статьи

АРГУНОВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИН (Arg... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....

Отзывы

8 апреля 2017

Евгений

Картина мне понравилась, быстро качественно!

8 апреля 2017

Дана

Очень долго искала качественную картину маслом, скажу честно посетили по мимо арт холстер 3 другие компании, два раза с мужем были вынуждены отказаться от и работ потеряв задаток. Случайно наткнулась в интернете на этот сайт, работу сделали на Славу, придраться не к чему. Правда не ожидала что будет качественно. После этой картины купили ещё 3 работы итог впечатлил, захотелось даже отблагодарить за хорошее настроение. Большое спасибо ребятата, у вас очень дружная команда и добросовестная работа, несите в Мир ещё больше красоты и радости.

15 февраля 2017

Андрей

Благодарю за работу, очень красивая картина получилась. Юбиляру понравилась.

1 февраля 2017

Елена

Хочу рассказать приятную историю, очень понравилась эта картина, решили заказать панно. На следующий день привезли картину. Обычная полноценная картина, яркие краски, фактура, очень довольные приняли работу. На следующий день оказалось что перепутали заказчиков и нам привезли живопись маслом! При том что покупка панно и стоимость живописи в разы выше, нам оставили эту картину! Вот так бывает, чудеса все же встречаются.

28 ноября 2016

Артур

Ура наконец нашел то что искал!

Посмотреть все отзывы