все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Пропорции

Два наиболее известных в греко-латинской культуре канона, труда, в которых излагаются идеальные представления о человеческой фигуре, принадлежат древнегреческим скульпторам Поликлету (Vв. до н.э.) и Лисиппу (IVв. до н.э.).

К установленным Поликлетом и Лисиппом канонам, разработанной ими художественной нормативности активно обратились живописцы и ученые эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и другие гуманисты проводили исследования, которые увенчались разработкой математических систем, позволявших художникам воплощать идеалы красоты, восходившие к греко-римским традициям.

Однако в последующие за Возрождением времена художники часто отступали от классических канонов, создавая фигуры сообразно своими вкусам и достигая особой выразительности.

Самое известное произведение Поликлета — статуя «Дорифор», или «Копьеносец», — представляет собой образец классического канона. Исходя из пропорций статуи, Поликлет на основании простейших математических расчетов вывел закономерность изображения различных частей человеческой фигуры .

Канон Лисиппа также построен на соотношении высоты всей фигуры человека с размером головы, но он выражает пропорции отношением 1:8, отчего его статуи не столь тяжеловесны, как у Поликлета.

Когда скульпторы создавали изображения атлетов, героев или богов, пропорциональное отношение превышало восьмикратную величину. Примером может служить приписываемая Леохару статуя «Аполлон Бельведерский»; в ней соотношение головы и фигуры выражается величиной 1:8.

Существовавшие с древних времен законы о способах изображения человеческого тела претерпевали значительные изменения в ходе развития искусства. Достаточно сравнить фигуры Эль Греко и Рубенса, чтобы понять, что первый прибегал к стилизации, а второй склонялся к монументальности.

Худые, сильно удлиненные фигуры призваны выразить устремленность духа, мистический настрой, тогда как округлые формы воплощают чувственную красоту жизни.

Рассматривая две помещенные внизу картины современных художников с изображениями обнаженных тел, мы можем констатировать, что при создании живописных образов каждый автор использует существующие каноны по своему усмотрению.

Пленительная прелесть женского тела у Сезанна — это прославление плоти, чувственных удовольствий, тогда как обнаженная фигура у Модильяни явно стилизована и отличается утонченностью, присущей всем работам этого художника.

01.02.2010


Новости

Мощное событие в мире искусств...
Art Holster
25.08.2017
24 августа В Москве откроется Государственная Картинная Галерея имени народного художника Василия Нестеренко, это великое событие в культурной жизни столицы будет украшено рядом картин мастера. Эхо...
Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....