все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Государственный музей искусства народов Востока. Наследие Рерихов

Семья Рерихов, являясь общиной единомышленников, внесла весомый вклад в общемировую и русскую культуру, искусство и науку, философию. И можно сказать, что наиболее весомый вклад был внесен в изучение и масштабное освоение культуры и искусства Индии, искусства Тибета, искусства Монголии и Центральноазиатское искусство.

Из истории отдела
Николай Константинович Рерих
Елена Ивановна Рерих
Юрий Николаевич Рерих
Святослав Николаевич Рерих




Купить картины Рерихов Вы можете в нашем магазине. Печать на холсте делает редчайшие картины Рерихов максимально приближенными к оригиналу.

История отдела

Государственный музей искусства народов ВостокаМузей искусства народов Востока еще в 60-х одах прошлого столетия начал широкомасштабно изучать и популяризовать наследие семьи Рерихов.

Заведующая научно-лекционным сектором Румянцева О.В. с большим успехом читала лекции, демонстрировала репродукции картин, живопись, как в своем музее, так и в других учреждениях Москвы и области.

После поступления в музей коллекции картин из коллекции К. Кэмпбелл началась серьезная выставочная работа. Кетрин Кэмпбелл-Стиббе была ближайшим сотрудником, учеником и входила в число коллекционеров картин Рерихов в США. Она стала одним из создателей, и основным попечителем действующего музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

С.Н.Рерих обратился к ней в 1974 году с просьбой передать в Россию коллекцию собрания этюдов русской серии архитектуры Н.К.Рериха. Богатейшая коллекция графики, живописи, этюдов видов Москвы.

К.Кэмпбелл передала в музей, благодаря усилиям директора ГМВ Г.П.Попова, не только богатейшую коллекцию картин русского периода, а так же коллекцию картин живописи и пейзажей гималайско-тибетского цикла. Большое количество произведений искусства Востока из коллекции Рерихов, библиотеку и множество личных вещей семьи предстали перед оком зрителя.

Таким образом, в 1977 году удалось открыть зал Рериха с постоянной экспозицией картин живописи. Так с этого времени у музея установились добрые связи и благоприятные отношения для тесного сотрудничества с последними из семьи Рерихов Святославом Николаевичем Рерихом и его супругой Девикой Рани Рерих, на тот момент проживавшими в Индии. Которые особое внимание уделяли поддержке развития музея, так же огромной работе по исследованию наследия своей семьи в России.

Таким образом ,С.Н. Рерих вместе с К. Кэмпбелл внесли свой первоначальный вклад на пути создания полноценного музея Н. Рериха в Москве. Далее договорившись двигаться в том же направлении в знак оговоренного соглашения, уже в следующем году был получен дар от Гизелы Ингеборг Фричи члена совета директоров Нью-Йорского музея Рериха. Гизела Ингеборг Фричи подруга и сподвижница Кэтрин Кэмпбелл подарила еще двадцать картин живописи Н.К. и С.Н. Рерихов, а так же ценнейший фонд архивов. Живописные пейзажи, этюды, портреты нашли своего зрителя в Музее Востока в Москве.

В следствие этого стало возможным создание в СССР уникальной архивной библиотеки, на основе которой развивалось методическое исследование в последующем сформировавшим цент развития рериховедения в СССР.

В дальнейшем работу мемориального кабинета возглавила О.В.Румянцева.

С этого момента установилось тесное сотрудничество музея с С.Н. Рерихом.

Благодаря созданию Мемориального кабинета и личным связям С.Н.Рериха удалось установить тесные и благотворные связи с ветеранами рериховедения как в нашей стране, так и за рубежом.

Особенно плодотворным стало взаимодействие сотрудничества Музеем в Нью-Йорке, основанным в еще в 1949 году, первым руководителем которого была вдова великого художника Елена Ивановна Рерих.

Целый ряд направлений в живописи образовался в результате взаимодействий двух музеев. На протяжении 20-ти лет целый ряд направлений в живописи предстал перед зрителем. Пейзажи, Горные Пейзажи, этюды и зарисовки, портреты и православная живопись украсили музей. Здесь огромная заслуга нынешнего директора музей Дэниела Энтина, который с 1984 года развивает таковой в традициях заложенных еще со времен первых руководителей Еленой Ивановной Рерих, З.Г.Фосдик и К.Кэмпбелл, а так же неизменным патроном С.Н.Рерихом.

Внутри музеяС переездом в 1984-м году в новое здание на Суворовском бульваре (сегодня Никитский) начался новый этап развития музея. Знаменательно, что это событие совпало с юбилеем Н.К. и С.Н. Рерихов, сразу после подписания акта приемки нового здания, все оно целиком было использовано для крупнейшей в мире выставки картин обоих художников.
Экспозиция картин собранная на этой выставке стала уникальной по своему наполнению, как по количеству, так и по внутренней сути. Более пятисот произведений живописи, среди которых портреты, пейзажи, фируратив и сцены постеры и репродукции из разных музеев и коллекций собралось в одном месте. Но все же основным ядром собрания стали картины из частной коллекции С.Н.Рериха, которые специально отбирались для этой выставки и были привезены из Индии. Вместе с выставкой прошла самая содержательная и представительная научная рериховедческая конференция.

Лично участвую как в открытии выставки, так и в проведении конференции и первого заседания Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха, Святослав Николаевич стал почётным председателем Комиссии. Комиссию возглавил вице-президент Академии художеств СССР В.С.Кеменов. Участие С.Н.Рериха в заседаниях комиссии всегда было исключительно заинтересованным и деятельным. Все члены комиссии вели работу как исследовательскую, так и популяризаторскую в отношении Мемориального кабинета ГМВ.

В.В.Соколовским проделывалась большая работа по созданию каталога картин и всего наследия Н.К.Рериха. Всеми членами комиссии было предпринято огромное количество шагов в деле освоения наследия Рерихов в нашей стране.

С середины 1980-х годов проведение конференций лучших рериховедов страны стало хорошей традицией. В последние годы участие иностранных участников так же стали доброй традицией для музея Востока. Таким образом, в конференции под названием «Вклад семьи Рерихов в мировую культуру» участвовали ученые и лидеры мирового рериховского движения из Австрии и Германии, Испании и Италии, США и Латвии.

Немало поспособствовал в формировании международного статуса центра Николая Рериха Святослав Николаевич Рерих. По личной рекомендации С.Н. Рериха с конца 1970-х годов Мемориальный кабинет начали регулярно посещать исследователи и популяризаторы со всего мира, из Европы и Азии, из Северной и Южной Америки. В результате материалы музея стали основой для создания репродукций и постеров картин, для создания многих фильмов, книг, альбомов, статей и даже при создании балета Стравинского «Весна Священная» с либретто, костюмами и декорациями по эскизам Н.К.Рериха.

Каждый раз во время приезда С.Н.Рериха в Москву, почитатели его творчества многочисленным потоком с нетерпением ждали его лекторских выступлений. Будучи постоянно окружен многочисленными посетителями, он чрезвычайно ценил возможность встреч с почитателями его таланта, и ценителями его живописи и картин.

Первой ласточкой официального рериховского движения в России, стало создание Московского Рериховского Общества в 1986 году. Московское Рериховское Общество было создано при Мемориальном кабинете Н.К.Рериха. Художник Б орис Алексеевич Смирнов-Русецкий знавший лично семью Рерихов и бывший преданным учеником Николая Рериха возглавил это общество. Позднее когда в России прошла волна возникновения таких обществ, мемориальный кабинет выполнял роль своеобразного методического центра, направляя последователей в сторону задач, ранее поставленных художником, а именно - широкой культурно-просветительской деятельности.

В 1987 году состоялось заседание Комиссии по наследию Н.К.Рериха на котором обсуждалось с художником С.Н. Рерихом необходимость создания в Москве музея
Н.К.Рериха. Целесообразность создания было решено сделать на базе уже существовавшей к тому времени комнаты, точнее мемориального кабинета Н.К.Рериха имевшего к тому времени большую коллекцию картин. При этом у Государственного Музея Востока имелась собственная коллекция живописи самого художника. Вскоре при встрече М.С. Горбачева тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС с С.Н.Рерихом это решение было закреплено соответствующими документами.

Таким образом, было подготовлено правительственное постановлении о создание Государственного музея Н.К. Рериха как филиал ГМВ. Случилось это по распоряжению последнего заседания в Совете министров СССР. При этом планировалось объединение с рядом крупных общественных рериховских организаций. К сожалению, в результате всеобщего хаоса на заключительном этапе перестройки, охватившим всю страну, на свет появилось совсем другое постановление о создании общественной организации под странным названием Советский фонд Рерихов.

Но все же, достаточно значимым в рериховском секторе музея стал визит С.Н. Рериха осенью 1989 года, в его последний приезд в Москву. Обсуждался ряд вопросов, в том числе работа музея с коллекцией живописи, картин пейзажей, портретов рисунков, этюдов мастера, которую он когда-то привез в Россию. Обсуждался маршрут передвижения картин с передвижными выставками по городам России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского за два года. Планы С.Н.Рериха в отношении судьбы картин отца, с 1980 года находившиеся в музее остались неизменны.

С тех пор до сегодняшнего дня музей продолжает исследовательскую и популяризаторскую работу с творческим наследием семьи Рерихов живописью и картинами именно так, как заложил С.Н.Рерих.

Будучи мощнейшим авторитетом С.Н. Рерих при жизни являлся фактором стабильности для всего рериховского движения в нашей стране и в мире. Но к сожалению художник С.Н. Рерих не успел распорядиться по ведению необходимых дел, до свлего ухода их жизни.

Одним из открытых вопросов остался вопрос о судьбе богатейшей коллекции живописи, картин и пейзажей, портретов и этюдов, плакатов, постеров и репродукций хранившихся в музее на временном хранении в Фонде Рерихов. После смерти сына великого художника, единственным и последним наследником и распорядителем картин и всего имущества Рерихов стала его вдова Девика Рани Рерих. Обратившись к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину она решительно выразила свою волю передать всю часть картин живописи и имущества находившуюся в России в руки Российского государства.

Было принято Постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока, для чего ГМВ было передано здание Усадьбы Лопухиных. Таким образом, основываясь на постановлении Правительства и волей Д.Рерих, богатейшая коллекция живописи из 282 картин среди которых горные пейзажи, православная живопись портреты и этюды находившаяся на хранении в музее, была законно передана Государственный музейный фонд РФ, оставшись закрепленной за ГМВ.

Однако судьба картин и живописи, переданных С.Н.Рерихом на хранение в Советский фонд Рерихов, так и не решена, Комплекс зданий Усадьбы Лопухиных незаконно захвачен организацией Международный центр Рерихов, впрочем, как и коллекция живописи. При этом есть решение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, о принадлежности Усадьбы Лопухиных Государственному музею Рериха. Так же есть целый ряд судебных решений вплоть до Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ о передачи коллекции картин и живописи в Государственный музейный фонд РФ. Еще в 1993 году живопись и картины должны были быть переданы, но до сегодняшнего дня удерживаются общественной организацией Международный центр Рерихов

В результате по факту, Государственный музей Рериха как филиал ГМВ создан пока только на бумаге, однако плодотворная работа с наследием Рерихов все же развивается, хотя конечно в пределах доступных для музея. В рамках этой работы в 1994 году создался отдельный сектор наследия Рерихов, имеющий научную основу, а в 2003 оду значительно расширился и преобразовался в исследовательский отдел. Комиссия по наследию Рерихов преобразованна в Научно-координационный совет по рериховскому наследию, под председательством Р.Б.Рыбакова, близкого друга и доверенного лица С.Н.Рериха.

Р.Б.Рыбаков – Директор Института востоковедения Академии Наук Российской Федерации.

Очень важное значение придается сотрудничеству с издательствами работающими над выпуском художественной литературы репродукций картин, постеров наследия Рерихов. В первую очередь это Издательский дом «Агни» Самара, Издательство «Сфера» в Москве.

Дирекция музей и все сотрудники всегда рады посетителям, проведению выставок, постоянной экспозиции и мемориального кабинета Н.К.Рериха, и готовы к сотрудничеству со всеми организациями и другими деятелями рериховского движения.


10.09.2009


Новости

Мощное событие в мире искусств...
Art Holster
25.08.2017
24 августа В Москве откроется Государственная Картинная Галерея имени народного художника Василия Нестеренко, это великое событие в культурной жизни столицы будет украшено рядом картин мастера. Эхо...
Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....

Отзывы

Art Holster
22 сентября 2017

Евгений

Все понравилось, спасибо!

Посмотреть все отзывы