все регионы России
0
ежедневно с 10-00 до 22-00

☎ + 7 495 776 23 93 + 7 905 118 35 55

Государственный музей искусства народов Востока. Наследие Рерихов

Семья Рерихов, являясь общиной единомышленников, внесла весомый вклад в общемировую и русскую культуру, искусство и науку, философию. И можно сказать, что наиболее весомый вклад был внесен в изучение и масштабное освоение культуры и искусства Индии, искусства Тибета, искусства Монголии и Центральноазиатское искусство.

Из истории отдела
Николай Константинович Рерих
Елена Ивановна Рерих
Юрий Николаевич Рерих
Святослав Николаевич Рерих




Купить картины Рерихов Вы можете в нашем магазине. Печать на холсте делает редчайшие картины Рерихов максимально приближенными к оригиналу.

История отдела

Государственный музей искусства народов ВостокаМузей искусства народов Востока еще в 60-х одах прошлого столетия начал широкомасштабно изучать и популяризовать наследие семьи Рерихов.

Заведующая научно-лекционным сектором Румянцева О.В. с большим успехом читала лекции, демонстрировала репродукции картин, живопись, как в своем музее, так и в других учреждениях Москвы и области.

После поступления в музей коллекции картин из коллекции К. Кэмпбелл началась серьезная выставочная работа. Кетрин Кэмпбелл-Стиббе была ближайшим сотрудником, учеником и входила в число коллекционеров картин Рерихов в США. Она стала одним из создателей, и основным попечителем действующего музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

С.Н.Рерих обратился к ней в 1974 году с просьбой передать в Россию коллекцию собрания этюдов русской серии архитектуры Н.К.Рериха. Богатейшая коллекция графики, живописи, этюдов видов Москвы.

К.Кэмпбелл передала в музей, благодаря усилиям директора ГМВ Г.П.Попова, не только богатейшую коллекцию картин русского периода, а так же коллекцию картин живописи и пейзажей гималайско-тибетского цикла. Большое количество произведений искусства Востока из коллекции Рерихов, библиотеку и множество личных вещей семьи предстали перед оком зрителя.

Таким образом, в 1977 году удалось открыть зал Рериха с постоянной экспозицией картин живописи. Так с этого времени у музея установились добрые связи и благоприятные отношения для тесного сотрудничества с последними из семьи Рерихов Святославом Николаевичем Рерихом и его супругой Девикой Рани Рерих, на тот момент проживавшими в Индии. Которые особое внимание уделяли поддержке развития музея, так же огромной работе по исследованию наследия своей семьи в России.

Таким образом ,С.Н. Рерих вместе с К. Кэмпбелл внесли свой первоначальный вклад на пути создания полноценного музея Н. Рериха в Москве. Далее договорившись двигаться в том же направлении в знак оговоренного соглашения, уже в следующем году был получен дар от Гизелы Ингеборг Фричи члена совета директоров Нью-Йорского музея Рериха. Гизела Ингеборг Фричи подруга и сподвижница Кэтрин Кэмпбелл подарила еще двадцать картин живописи Н.К. и С.Н. Рерихов, а так же ценнейший фонд архивов. Живописные пейзажи, этюды, портреты нашли своего зрителя в Музее Востока в Москве.

В следствие этого стало возможным создание в СССР уникальной архивной библиотеки, на основе которой развивалось методическое исследование в последующем сформировавшим цент развития рериховедения в СССР.

В дальнейшем работу мемориального кабинета возглавила О.В.Румянцева.

С этого момента установилось тесное сотрудничество музея с С.Н. Рерихом.

Благодаря созданию Мемориального кабинета и личным связям С.Н.Рериха удалось установить тесные и благотворные связи с ветеранами рериховедения как в нашей стране, так и за рубежом.

Особенно плодотворным стало взаимодействие сотрудничества Музеем в Нью-Йорке, основанным в еще в 1949 году, первым руководителем которого была вдова великого художника Елена Ивановна Рерих.

Целый ряд направлений в живописи образовался в результате взаимодействий двух музеев. На протяжении 20-ти лет целый ряд направлений в живописи предстал перед зрителем. Пейзажи, Горные Пейзажи, этюды и зарисовки, портреты и православная живопись украсили музей. Здесь огромная заслуга нынешнего директора музей Дэниела Энтина, который с 1984 года развивает таковой в традициях заложенных еще со времен первых руководителей Еленой Ивановной Рерих, З.Г.Фосдик и К.Кэмпбелл, а так же неизменным патроном С.Н.Рерихом.

Внутри музеяС переездом в 1984-м году в новое здание на Суворовском бульваре (сегодня Никитский) начался новый этап развития музея. Знаменательно, что это событие совпало с юбилеем Н.К. и С.Н. Рерихов, сразу после подписания акта приемки нового здания, все оно целиком было использовано для крупнейшей в мире выставки картин обоих художников.
Экспозиция картин собранная на этой выставке стала уникальной по своему наполнению, как по количеству, так и по внутренней сути. Более пятисот произведений живописи, среди которых портреты, пейзажи, фируратив и сцены постеры и репродукции из разных музеев и коллекций собралось в одном месте. Но все же основным ядром собрания стали картины из частной коллекции С.Н.Рериха, которые специально отбирались для этой выставки и были привезены из Индии. Вместе с выставкой прошла самая содержательная и представительная научная рериховедческая конференция.

Лично участвую как в открытии выставки, так и в проведении конференции и первого заседания Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха, Святослав Николаевич стал почётным председателем Комиссии. Комиссию возглавил вице-президент Академии художеств СССР В.С.Кеменов. Участие С.Н.Рериха в заседаниях комиссии всегда было исключительно заинтересованным и деятельным. Все члены комиссии вели работу как исследовательскую, так и популяризаторскую в отношении Мемориального кабинета ГМВ.

В.В.Соколовским проделывалась большая работа по созданию каталога картин и всего наследия Н.К.Рериха. Всеми членами комиссии было предпринято огромное количество шагов в деле освоения наследия Рерихов в нашей стране.

С середины 1980-х годов проведение конференций лучших рериховедов страны стало хорошей традицией. В последние годы участие иностранных участников так же стали доброй традицией для музея Востока. Таким образом, в конференции под названием «Вклад семьи Рерихов в мировую культуру» участвовали ученые и лидеры мирового рериховского движения из Австрии и Германии, Испании и Италии, США и Латвии.

Немало поспособствовал в формировании международного статуса центра Николая Рериха Святослав Николаевич Рерих. По личной рекомендации С.Н. Рериха с конца 1970-х годов Мемориальный кабинет начали регулярно посещать исследователи и популяризаторы со всего мира, из Европы и Азии, из Северной и Южной Америки. В результате материалы музея стали основой для создания репродукций и постеров картин, для создания многих фильмов, книг, альбомов, статей и даже при создании балета Стравинского «Весна Священная» с либретто, костюмами и декорациями по эскизам Н.К.Рериха.

Каждый раз во время приезда С.Н.Рериха в Москву, почитатели его творчества многочисленным потоком с нетерпением ждали его лекторских выступлений. Будучи постоянно окружен многочисленными посетителями, он чрезвычайно ценил возможность встреч с почитателями его таланта, и ценителями его живописи и картин.

Первой ласточкой официального рериховского движения в России, стало создание Московского Рериховского Общества в 1986 году. Московское Рериховское Общество было создано при Мемориальном кабинете Н.К.Рериха. Художник Б орис Алексеевич Смирнов-Русецкий знавший лично семью Рерихов и бывший преданным учеником Николая Рериха возглавил это общество. Позднее когда в России прошла волна возникновения таких обществ, мемориальный кабинет выполнял роль своеобразного методического центра, направляя последователей в сторону задач, ранее поставленных художником, а именно - широкой культурно-просветительской деятельности.

В 1987 году состоялось заседание Комиссии по наследию Н.К.Рериха на котором обсуждалось с художником С.Н. Рерихом необходимость создания в Москве музея
Н.К.Рериха. Целесообразность создания было решено сделать на базе уже существовавшей к тому времени комнаты, точнее мемориального кабинета Н.К.Рериха имевшего к тому времени большую коллекцию картин. При этом у Государственного Музея Востока имелась собственная коллекция живописи самого художника. Вскоре при встрече М.С. Горбачева тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС с С.Н.Рерихом это решение было закреплено соответствующими документами.

Таким образом, было подготовлено правительственное постановлении о создание Государственного музея Н.К. Рериха как филиал ГМВ. Случилось это по распоряжению последнего заседания в Совете министров СССР. При этом планировалось объединение с рядом крупных общественных рериховских организаций. К сожалению, в результате всеобщего хаоса на заключительном этапе перестройки, охватившим всю страну, на свет появилось совсем другое постановление о создании общественной организации под странным названием Советский фонд Рерихов.

Но все же, достаточно значимым в рериховском секторе музея стал визит С.Н. Рериха осенью 1989 года, в его последний приезд в Москву. Обсуждался ряд вопросов, в том числе работа музея с коллекцией живописи, картин пейзажей, портретов рисунков, этюдов мастера, которую он когда-то привез в Россию. Обсуждался маршрут передвижения картин с передвижными выставками по городам России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского за два года. Планы С.Н.Рериха в отношении судьбы картин отца, с 1980 года находившиеся в музее остались неизменны.

С тех пор до сегодняшнего дня музей продолжает исследовательскую и популяризаторскую работу с творческим наследием семьи Рерихов живописью и картинами именно так, как заложил С.Н.Рерих.

Будучи мощнейшим авторитетом С.Н. Рерих при жизни являлся фактором стабильности для всего рериховского движения в нашей стране и в мире. Но к сожалению художник С.Н. Рерих не успел распорядиться по ведению необходимых дел, до свлего ухода их жизни.

Одним из открытых вопросов остался вопрос о судьбе богатейшей коллекции живописи, картин и пейзажей, портретов и этюдов, плакатов, постеров и репродукций хранившихся в музее на временном хранении в Фонде Рерихов. После смерти сына великого художника, единственным и последним наследником и распорядителем картин и всего имущества Рерихов стала его вдова Девика Рани Рерих. Обратившись к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину она решительно выразила свою волю передать всю часть картин живописи и имущества находившуюся в России в руки Российского государства.

Было принято Постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока, для чего ГМВ было передано здание Усадьбы Лопухиных. Таким образом, основываясь на постановлении Правительства и волей Д.Рерих, богатейшая коллекция живописи из 282 картин среди которых горные пейзажи, православная живопись портреты и этюды находившаяся на хранении в музее, была законно передана Государственный музейный фонд РФ, оставшись закрепленной за ГМВ.

Однако судьба картин и живописи, переданных С.Н.Рерихом на хранение в Советский фонд Рерихов, так и не решена, Комплекс зданий Усадьбы Лопухиных незаконно захвачен организацией Международный центр Рерихов, впрочем, как и коллекция живописи. При этом есть решение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, о принадлежности Усадьбы Лопухиных Государственному музею Рериха. Так же есть целый ряд судебных решений вплоть до Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ о передачи коллекции картин и живописи в Государственный музейный фонд РФ. Еще в 1993 году живопись и картины должны были быть переданы, но до сегодняшнего дня удерживаются общественной организацией Международный центр Рерихов

В результате по факту, Государственный музей Рериха как филиал ГМВ создан пока только на бумаге, однако плодотворная работа с наследием Рерихов все же развивается, хотя конечно в пределах доступных для музея. В рамках этой работы в 1994 году создался отдельный сектор наследия Рерихов, имеющий научную основу, а в 2003 оду значительно расширился и преобразовался в исследовательский отдел. Комиссия по наследию Рерихов преобразованна в Научно-координационный совет по рериховскому наследию, под председательством Р.Б.Рыбакова, близкого друга и доверенного лица С.Н.Рериха.

Р.Б.Рыбаков – Директор Института востоковедения Академии Наук Российской Федерации.

Очень важное значение придается сотрудничеству с издательствами работающими над выпуском художественной литературы репродукций картин, постеров наследия Рерихов. В первую очередь это Издательский дом «Агни» Самара, Издательство «Сфера» в Москве.

Дирекция музей и все сотрудники всегда рады посетителям, проведению выставок, постоянной экспозиции и мемориального кабинета Н.К.Рериха, и готовы к сотрудничеству со всеми организациями и другими деятелями рериховского движения.


10.09.2009


Новости

Чем Май порадует нас на самых ...
Art Holster
23.05.2017
На пороге венецианского Биеннале много лет было принято посещение ярмарки Арт Базель в Швейцарии, однако этот год внёс изменения в привычный ход истории этого события. В связи с переменой даты...
У Лондона появилась возможност...
Art Holster
16.05.2017
Пейзаж Белотто входит в число тех картин, которые являются достоянием золотого фонда любого музея и являются его ценностью и гордостью. Той путеводной звездой, которая манит к себе толпы любопытных ...
Случайно обнаруженная ранее не...
Art Holster
13.05.2017
Утерянная работа «Портрет маленькой девочки», создателем ее с очень большой вероятностью называют выдающегося испанского художника Диего Веласкеса....

Статьи

Художник Аргунгв Иван, Приобре... 20.08.2016
Живописец, портретист Сын и ученик И. П. Аргунова. В 1816 году получил вольную.  Ро­дился в 1771 — умер после 1829....
АРП, ЖАН (Аф, Jean), также (ан... 20.08.2016
Французский скульптор, художник и поэт, один из веду­щих представителей европей­ского авангарда в искусстве первой половины 20 века....
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР (Archipen... 20.08.2016
Украин­ский скульптор и художник, ко­торый создал новый стиль изо­бражения человеческой фигуры в виде симметричного сочета­ния пустот и заполненных про­межутков....